доход − это экономическая выгода в денежной или в натуральной форме.
Доходы торговли представляют собой сумму денежных средств, получаемых организацией от различных видов деятельности
Виды доходов:
1 доход от реализации товаров как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия расходов на реализацию товаров и образования прибыли.
2. Операционные доходы (доходы от реализации внеоборотных активов и иного имущества). Величина данных доходов зависит активности предприятия на фондовом рынке, размера фин. вложений в ценные бумаги других предприятий и доходности этих бумаг.
3. Внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки, разница от переоценки товаров, полученные проценты по депозитам, и др.
Основной удельный вес в общей сумме доходов эффективно работающего предприятия занимают доходы от обычных видов деятельности (те виды деятельности, с целью которых создано это предприятие). Важнейшим условием успешной деятельности предприятия является своевременное и регулярное поступление выручки.
Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются в следующем:
- валовой доход является источником формирования прибыли;
- за счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения;
- валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств;
- за счет налоговых отчислений от валового дохода формируются различные бюджетные и внебюджетные фонды;
- за счет валового дохода организации розничной торговли уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны.
Уровень валового дохода (Ув.д) рассчитывается по формуле
Ув.д = ВД/Т*100, где ВД – сумма валового дохода, Т – валовый товарооборот
Доходы, остающиеся в распоряжении торговой организации. Они вычисляются по формуле Д = Др-Нргде Д - доходы, остающиеся в распоряжении торговой организации, руб.; Др - доходы от реализации; Нр - сумма налогов, уплачиваемых за счет доходов от реализации.
Темп изменения уровня доходов от реализации товаров:
Темп УДр =(УДр1 – УДр0)/ УДр0 *100
На сумму и уровень доходов от реализации товаров оказывают влияние следующие факторы:Объем товарооборота,Состав и структура товарооборота,Средний уровень торговой надбавки, Звенность товародвижения,Уровень отпускных цен и др.
Доход от реализации товаров представляет собой сумму торговой надбавки
Его расчет представлен следующими способами в зависимости от исходной информации
1. Др = ТН,% * Пс /100где, ТН,% размер торговой надбавки, %
Пс – стоимость товаров в отпускных ценах, р.
2. Др = Уд*РТО/100
3. Сумму дохода от реализации можно определить также методом прямого счета
Др = РТО – Пс
10.Метод. ан. доходов от реал. товаров организации(и т.д….)
Доход – это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени. Это итог работы организации в денежном выражении.
Основной удельный вес в общей сумме доходов эффективно работающего предприятия занимают доходы от обычных видов деятельности
Цель анализа – экономическая оценка состояния доходности торговых организаций и выявление резервов роста этого показателя.
В процессе анализа дохода
-устанавливается степень выполнения заданий по доходам торговли.
-определяется динамика дохода,
-выявляются причины его роста или снижения (анализ факторов).
-анализируются источники поступления товаров (прямые поставки, через оптовых посредников)
-разрабатываются пути и резервы повышения доходности торговли
Доход от реализации(Д) товаров характеризуется суммой и уровнем Уд = Д/РТО*100; где (Уд – уровень дохода)
В процес анализа рассчитываются следующие показатели:
процент выполнения плана доходов по абсолютной сумме;
показатели динамики доходов по абсолютной сумме (цепные и базисные темпы роста);
абсолютное отклонение фактической суммы доходов от плана и предшествующего года;
размер изменения уровня дохода (Уд1 – Уд0);
темп изменения уровня дохода ((Уд1 – Уд0) / Уд0)*100;
относит.измен-ие суммы дохода (Уд1 – Уд0) *РТО1 / 100;
В процессе ан.целесообразно сопоставитьтемпы роста розничного товарооборота, доходов и прибыли от реализации товаров. оценка позволит выявить
-полноту получения доходов от реализации товаров (в случае если темпы роста доходов от реализации товаров превышают темпы роста товарооборота).
─ рост прибыли от реализации продукции за счет увеличения РТО (темпы роста прибыли > темпы роста доходов)
─ или упущена возможность получения части прибыли (темпы роста прибыли < темпы роста доходов) за счет увеличения расходов на реализацию товаров
оптимальным считается следующая модель развития основных показателей эффекта торговли
темп роста П> темп роста Др> темп роста РТО
На сумму и ур. доходов от реал.тов. оказ-ют влияние факторы:
-Цены на тов. и услуги; -Объем товарооб; -Состав и структура товарообор; -Уров доходов; -Звенность товародвижения; -Размер уценки.
Влияние цен на тов. и услугирассчитывается:∆Дт = ((РТОд.ц1 – РТОс.ц1)*УД0 план) / 100; где РТОд.ц1 – товарооб. отч.года в действ. ценах; РТОс.ц1 – товарооб.отч.года в сопоставимых (р); УД0 план – ур доходов предшест.года или планов периода (%)
Физ объем товарооб.вычисляется∆Дт = ((РТОс.ц1 - РТО0 план)* УД0 план) /100; где РТО0 план – товарооборот планового периода или предшествующего (руб).
Структура товарообор. определяется путем определения след.показателей:
1)по товарным группам в отчетн. и предшест. годах
2)УД по товарным группам в отчетн. и предшест. годах
3)%ных чисел по каждой тов.группе
4)Влияния изменения стр-рытоварооб. на ур. дохода: ∆Дстр = ((процентное число) / 100) - УД0 план; и др
Пути увеличения доходности
1 снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
2 Улучшение качества производимой продукции
3 увеличить объем прибыли за счет внереализационных операций.4 сдать часть своего имущества в аренду