Основные концепции развития науки: Стандартная Концепция науки, Концепция «исторической школы», Концепция методологического анархизма

«Стандартная концепция науки» - понятие введено американским философом науки И.Шеффлером для обозначения стандартной эпистемологической концепции, лежащей в основе традиционного подхода к науке как рациональной сфере деятельности. Согласно этой концепции, разделяемой большинством представителей академического сообщества, мир природных явлений рассматривается как реально существующий и объективный. Предполагается, что научное знание в той мере, в какой оно является реальным и обоснованным, открывает и в своих систематических утверждениях накапливает истинные черты внешнего мира. Хотя мир природы в некотором смысле находится в непрерывном движении и постоянно изменяется, в его основе лежат неизменные единообразия, которые могут быть выражены в виде универсальных и перманентных законов природы. Беспристрастные и неискаженные никакими посторонними влияниями наблюдения обеспечивают нас свидетельствами, на основе которых эти законы конструируются. Надежность же фактуальной основы научного знания может быть гарантирована с высокой степенью уверенности, ибо наука постепенно создала жесткие критерии (например, эксперимент), посредством которых оцениваются научные утверждения. Из всего этого следует, что «социальное происхождение научного знания почти не связано с его содержанием, ибо последнее определено лишь природой самого физического мира». Исторически «стандартную концепцию науки» в философии науки разделяли логические позитивисты (Р.Карнап «Логическое построение мира»), неопозитивисты (критический рационализм К.Поппера) и с уточнениями современные реалисты (Х.Патнем), а в социологии науки Р.Мертон и его последователи (Б.Барбер, Н.Сторер). Противниками этой позиции всегда были антинатуралисты (начиная с неокантиантства), представители релятивизма в философии (У.Куайн, Р.Рорти) и социального конструктивизма в социологии науки (К.Кнорр-Цетина, Д.Блур, С.Уолгар). Главным источником критики «стандартной концепции науки» стал тезис о «теоретической нагруженности наблюдений» и ряд эмпирических исследований в области научных открытий.

Развитиее науки по Фейерабенду: 1) такое развитие осуществляется через борьбу и взаимную критику. 2) Ученые при этом должны руководствоваться двумя стратегиями: «принципом пролиферации» (размножение) - надо создавать теории, альтернативные общепринятым, поскольку нет другого способа выдержать конкуренцию; «принципом устойчивости» - надо защищать свои позиции, максимально используя их сильные стороны и не пасуя перед трудностями. 3) Значение всех терминов и эмпирических, и теоретических они все равно теоретически зависимы. Поэтому выбор языка для описания, наблюдений завис от прогматического предпочтения. 4) У сменяющих друг друга теорий нет ни общего терминологического, ни эмпирического базиса. Научные теории, следовательно, считаются не соизмеримыми, т.е. они не могут противоречить друг другу. 5) Наука, которой присущ рациональный шовинизм, должна быть лишена поддержки государства и общества.

Представителями «исторической школы» являлись Хэнсон, Фейерабенд, Поланьи и др. Представители «исторической школы» считали, что субъект познания и его познавательная активность не могут быть выведены за пределы философского анализа знания, как это было характерно для неопозитивистской методологии науки. Признание культурно-исторической обусловленности как человеческого восприятия, так и научного наблюдения, а в некоторых случаях и теоретического мышления. Они подчеркивали вариативности культурно-исторических смысловых структур, от трансформации которых зависят изменение научного знания, его революционные и эволюционные сдвиги.

В своем стремлении преодолеть неопозитивистский бессубъектный и антиисторический образ научного познания они впадают в другую крайность—релятивизацию каждой исторически преходящей формы теоретического отражения действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: