Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности.
1. продукция транспорта не имеет вещественной формы.
2.транспорту не принадлежит предмет его труда (перевозимые грузы).
З.цены на транспортную продукцию склад-ся на основании тарифов на грузовые и пассажирские перевозки,
4.в качестве единиц измерения тр-ой продукции исп-ют т-км, пассажиро-км, кол-во пассажиров
5.прод-цию тр-та нельзя накопить, поэтому тр-ые орг-ии создают резерв локомативов и вагонов и учит-ют пропускную способность на дорогах
6.тр-т не создает и не добавляет ничего вещественного перевозимому товару
7. в составе средств производства отсутсвует сырье
8. транспорт характеризуется неравномерностью использования в течении года транспортных средств
Речной транспорт
1. четкая определенная сезонность работы.
2. Отрасль очень фондоемкая, большая доля расходов - амортизация.
3. Сложность обновления основных средств.
4. Основная часть доходов получается в период навигации, а расходы производятся в межнавигационный период
5. В составе ОбС нет ГП, НЗП, осн. Уд Вес -топливо.
6. Диверсифицированная структура доходов (перевозки, перегрузки, вспомогательные работы…)
7. высокая провозная способность на глубоководных реках и сравнительно невысокая с/с перевозок.
8. Невысокие удельные капитальные расходы, расход сырья и топлива.
Морской тр-т.
I возм-ть обеспечения массовых межконтинентальных перевозок груза.
2. Более низкая с/с-ть перевозок на дальние расстояния, более высокая, чем на речном тр-те, скорость движения.
Нефтепроводной тр-т.
1. самая низкая с/сть перекачки нефти и нефтепродуктов.
2 Наименьшие кап. Вложения на единицу перевозок.
Воздушный тр-т.
1. большая скорость, малые сроки доставки грузов и пассажиров. Таким образом, данный вид эффективнее всего использовать при перевозке пассажиров, ценных и скоропортящихся грузов, небольшими партиями на дальние расстояния
(недостаток – высокая с/с)
Ж/д транспорт
1. регулярность грузовых и пассажирских перевозок, независимо от климатических условий, времени года и суток
2. высокая пропускная и провозная способность
3. как правило, более короткий путь по сравнению с речным и морским транспортом и более низкая с/с перевозок
4. более высокая скорость доставки грузов и более высокая маневренность в использовании подвижного состава
5. высокая эффективность при перевозках массовых грузов на средние и большие расстояния.
Автомобильный т-т
1. высокая скорость доставки груза и маневренность
2. возможность доставки грузов без перегрузочных работ
3. регулярность перевозок
4. способность доставлять груз небольшими партиями
5. меньшие кап. затраты при освоении малых пассажиро- и грузопотоков на небольшие расстояния
Недостаток – более высокая себестоимость