Конкурентные стратегии обусловливают действия организации на рынке с целью достижения конкурентных преимуществ.
М. Портер (Michael E. Porter) рассматривает три основных конкурентных стратегий в области поведения фирмы на рынке:
1.Стратегия лидерства по издержкам
| Область конкуренции | Возможности организации + Сильные стороны | ||
| Снижение издержек | Дифференциация (имея товар, который трудно скопировать) | ||
| Широкая (на массовом рынке) | 1. Ценовое лидерство(лидерство на издержках) | 2. Продуктовое лидерство (дифференциация на продукции) | |
| Узкая (на сегменте рынка) | 3. Лидерство в нише (фокусирование) | ||
| 3А. Фокусирование на издержках(на потребителе) | 3Б. Фокусирование на дифференциации продукции(на продукции и потребителе, эксклюзив) | ||
СТРАТЕГИЯ ЛИДЕРСТВА ПО ИЗДЕРЖКАМ.
Нацелена на снижение полных издержек производства товара или услуги.
Она ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах. Такая экономия образуется в результате максимизации объемов продаж, отказа от дорогостоящих программ и проектов, использования дешевого сырья, простых технологий и проч.
Стратегия эффективна, если ценовая конкуренция является преобладающей, выпускаемый продукт стандартен или однороден, используется всеми одинаковым способом; покупатели в основном крупные; спрос по цене эластичен; существует мало возможностей диверсификации.
Связана с производством уникальных видов товаров, что позволяет устанавливать высокую их цену. Рост числа модификаций приводит к увеличению затрат, но одновременно и к объему реализации, а следовательно, прибыли, частью которой можно делиться с поставщиками, привязывая их к себе.
Дифференциация уместна, если покупателей не удовлетворяет стандартная продукция; они стремятся к эксклюзивности, привязаны к фирме и торговой марке, мало чувствительны к цене, имеют существенно различающиеся вкусы и потребности. Все это создает высокие входные барьеры для конкурентов и товаров-заменителей.