В целях увеличения провозной способности железнодорожных линий, повышения производительности труда и снижения транспортных издержек осуществляется наращивание массы грузовых поездов. Это достигается организацией обращения соединенных поездов с постановкой локомотивов в голове и середине поезда. При массовом и стабильном обращении таких поездов применяют специальные схемы участковых станций, на которых технология обработки соединенных поездов обеспечивается соответствующим путевым развитием. На участковой станции на однопутной линии, в которой на продолжении двух приемоотправочных путей 3 и 4 укладываются еще два пути 5 и 6 вместимостью на одиночный поезд. Два съезда между этими парами путей позволяют осуществить смену локомотивов, стоящих в середине соединенного поезда. Для приема и отправления одиночных поездов в центральной горловине используется специальный путь 7.
Схема участковой станции однопутной линии с обращением соединенных грузовых поездов: I – главный путь; 2 – приемоотправочный путь для пассажирских поездов; 3–6 – приемоотправочные пути для грузовых поездов; 7 – специальный приемоотправочный путь; ПВП – пути пожарного и восстановительного поездов; ЭУ – экипировочные устройства; РБ – ремонтная база; ПСПС – пути стоянки пригородных составов (остальные обозначения см. на рис. 2.1)