Основное назначение узловых станций - организация взаимной корреспонденции вагонопотоков между пересекающимися линиями. Узловые станции отличаются от не узловых наличием развязок подходов в разных уровнях, сложностью конструкций горловин и строгой специализацией парков. При разработке схем узловых станций необходимо обеспечивать следование потока транзитных поездов постанции без изменения направления их движения и массы, возможность одновременного приема поездов со всех подходов за счет укладки соответствующего числа главных путей. Схемы узловых участковых станций зависят от многих условий:
Ø числа примыкающих линий,
Ø количества главных путей на этих линиях,
Ø числа пассажирских поездов,
Ø размеров транзитных и перерабатываемых вагонопотоков и направления их следования.
На схемы также влияют местные условия, в том числе длина имеющейся станционной площадки, сложившееся размещение устройств на станции до примыкания новой линии и др. Для узловых станций важно правильно решить развязку подходов с учетом перспективы, выбрать специализацию парков и обеспечить в горловинах возможность одновременного приема поездов со всех примыкающих к этим горловинам подходов или одновременного отправления поездов на эти направления. Количество одновременных поездных маршрутов в горловине должно быть равно числу главных путей на подходе. Одновременно должны быть обеспечены возможность маневровой работы на вытяжных путях и пропуск локомотивов.