Проблема доказывания и доказательств является центральной в науке уголовного судопроизводства. Она органически связана с судебно-следственной практикой, направленной на установление обстоятельств совершения преступления, правильное применение норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и надлежащее обеспечение прав, свобод и законных интересов личности, вовлекаемой в сферу уголовного судопроизводства.
Соответствующие знания о доказательствах и доказывании обучаемые получают в результате изучения курса «Уголовный процесс». Однако важность данной темы обуславливает введение спецкурса по изучению доказательств и доказывания в уголовном процессе. Этот спецкурс состоит из двух частей: общей и особенной. Общая часть включает в себя общие положения, касающиеся понятия доказывания по уголовному делу, сущности доказательств и их свойств, процесса доказывания и т.п. Особенная часть предполагает изучение видов доказательств в российском доказательственном праве.
Изучение спецкурса «Доказательства и доказывание в уголовном процессе» призвано формировать у студентов более глубокие научные знания, дать правильное понимание процесса доказывания в уголовном судопроизводстве, помочь приобрести умения и навыки в правильном понимании и толковании доказательственного права и на этой основе правильно собирать, проверять и оценивать соответствующие виды доказательств в целях применения законных и обоснованных процессуальных решений.
Важным средством достижения этих задач являются семинары. Подготовка к ним предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов, а именно, тщательное изучение нормативных источников и научной литературы, указанных в программе спецкурса. При этом необходимо анализировать проблемные вопросы, знать высказанные по ним точки зрения и их обоснования. Именно изучение таких вопросов позволит студентам правильно применять приобретенные знания, выработать умение и навыки преодолевать практические трудности и самостоятельно творчески мыслить.
Поскольку проблемные вопросы подразумевают наличие в них ряда вариантов или альтернатив, то студенту необходимо сделать сознательный выбор и обосновать его. Поэтому такие вопросы должны быть тщательно самостоятельно проанализированы студентами с учетом прочитанной литературы, нормативных источников с целью выработки собственной позиции. Именно на это направлены семинарские занятия, в ходе которых должна развернуться творческая дискуссия и обсуждение проблемных вопросов для получения более глубоких теоретических знаний.
Планы практических занятий