Мораль - это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).
Единство между правом и моралью:
1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
2) у них единый объект регулирования - общественные отношения;
3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:
1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право - вместе с государством);
2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);
3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);
4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкретно установленный срок);
5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);
6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).
Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают; то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль, И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).
Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).