Теологическая теория о происхождении государства и права

Теологическая (религиозная) теориягоспод­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апо­стола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, су­ществующие власти от Бога установлены". Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность. Так, в За­конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поста­вили Хаммурапи править "черноголовыми". Суть теологической теориив том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть:

= вечны, незыблемы и святы;

= их возникновение и упразднение не зависит от человека;

= являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

• принять государство и власть как данность, получен­ную свыше;

• признать власть монархов (распространенную в сред­ние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

• полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монар­хам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства данной теории:

- способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;

- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со сто­роны государства, заботе каждого гражданина об обще­стве, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обес­печить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: