Организационно-правовые механизмы охраны и использования земель

Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами установленного порядка пользования землями, земельными участками, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель — это деятельность специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства об охране и использовании земель.

В соответствии со статьей 90 Кодекса о земле государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу (ему переданы функции Комзема в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289), Минприроды и их территориальными органами, местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами и должностными лицами.

Так, Госкомимущество в пределах своей компетенции:

— контролирует целевое использование средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, и своевременное проведение за счет этих средств мероприятий по освоению новых земель, повышению плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда;

— осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель;

— систематически выявляет нерационально используемые или используемые не по целевому назначению земли, формирует специальный фонд земельного запаса для перераспределения земель.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963 «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» государственный контроль в области охраны окружающей среды, в том числе земель, осуществляется посредством:

— проведения государственной экологической экспертизы проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности;

— обследования состояния земель, других природных ресурсов и объектов;

— проведения проверок соблюдения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

— контроля за организацией и проведением ведомственного и производственного контроля в области охраны окружающей среды;

— проведения измерений в области охраны окружающей среды;

— участия в приемке в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, функционирование которых может оказывать вредное воздействие на окружающую среду, а также иных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

— государственного учета в области охраны окружающей среды;

— других действий, направленных на предупреждение вредного воздействия на окружающую среду и осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с данным постановлением государственный контроль в области охраны земель осуществляют:

— министр природных ресурсов и охраны окружающей среды, который является по должности одновременно главным государственным инспектором Республики Беларусь по охране окружающей среды;

— заместители министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно заместителями главного государственного инспектора Республики Беларусь по охране окружающей среды;

— начальники специализированных инспекций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно старшими государственными инспекторами Республики Беларусь по охране окружающей среды;

— заместители начальников специализированных инспекций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно заместителями старших государственных инспекторов Республики Беларусь по охране окружающей среды;

— руководители структурных подразделений в составе специализированных инспекций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и их заместители, которые являются по должности одновременно государственными инспекторами Республики Беларусь по охране окружающей среды;

— председатели областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно главными государственными инспекторами областей и г. Минска по охране окружающей среды;

— заместители председателей областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно заместителями главных государственных инспекторов областей и г. Минска по охране окружающей среды;

— начальники специализированных инспекций областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно старшими государственными инспекторами областей и г. Минска по охране окружающей среды;

— руководители структурных подразделений в составе специализированных инспекций областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды и их заместители, которые являются по должности одновременно государственными инспекторами областей и г.Минска по охране окружающей среды;

— начальники городских и районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно главными государственными инспекторами городов и районов по охране окружающей среды;

— заместители начальников городских и районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, другие должностные лица указанных инспекций, исполняющие обязанности начальников в их отсутствие, которые являются по должности одновременно заместителями главных государственных инспекторов городов и районов по охране окружающей среды.

Указанные должностные лица в пределах компетенции, установленной постановлением Минприроды от 5 ноября 2004 г. № 35 «Об установлении компетенции должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды», пользуются правами и исполняют обязанности в соответствии со статьей 88 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» и другими актами законодательства.

При проверках соблюдения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, в том числе земель, должностные лица Минприроды и его территориальных органов имеют право:

— составлять по результатам проверок акты, выдавать в пределах предоставленных им прав обязательные для выполнения предписания по устранению выявленных недостатков;

— составлять протоколы об административных правонарушениях, получать объяснения от лиц, привлекаемых к административной ответственности по поводу нарушения ими законодательства об охране земель, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение законодательства об охране земель;

— передавать в установленном порядке материалы о проведенных проверках и иные документы в соответствующие государственные органы для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законодательство об охране земель.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 10 января 2000 г. с последующими изменениями и дополнениями) местные исполнительные и распорядительные органы, местные администрации осуществляют на подведомственной территории в порядке, установленном законодательством, государственный контроль за охраной природных объектов, в том числе и земель. В силу статьи 91 Кодекса о земле должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии с их компетенцией имеют право:

• беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения земельные участки и знакомиться с землеустроительной документацией и иными документами, необходимыми для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;

• получать от землепользователей объяснения по фактам нарушения законодательства об охране и использовании земель;

• вносить в установленном порядке предложения о приостановлении проведения проектно-изыскательских, строительных работ, мелиоративных мероприятий и иных работ, осуществляемых без документов, удостоверяющих права на соответствующие земельные участки, или с иными нарушениями законодательства об охране и использовании земель, об установлении ограничений (обременении) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, о прекращении прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;

• составлять по результатам проверок соблюдения землепользователями законодательства об охране и использовании земель акты проверок, протоколы об административных правонарушениях в области охраны и использования земель, выдавать обязательные для выполнения предписания по устранению допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель;

• представлять в установленном порядке материалы о проведенных проверках, другие документы в соответствующие государственные органы, а также иным юридическим лицам для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законодательство об охране и использовании земель;

• осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством. Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу этого органа и (или) в суд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: