Глава 13. Информационные системы нового поколения в банках

По мере структурирования кредитных организаций все более популярными становятся современные автоматизированные системы поддержки управленческой деятельности, так называемые, ERP-системы (от Enterprise resources planning – Управление ресурсами предприятия) и CRM-системы (Customer Relationship Management)

ERP-системы - набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий - планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности.

Основными требованиями, предъявляемыми к ERP-системам являются: централизация данных в единой базе, близкий к реальному времени режим работы, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержка территориально-распределенных структур, работа на широком круге аппаратно-программных платформ и

CRM (Customer Relationship Management) - это программы для управления взаимоотношениями компании с ее клиентами (заказчиками), партнерами, дилерами и внешним миром вообще. Фактически, это средство для автоматизации работы отделов маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Плюс набор дополнительных сервисов в виде корпоративных порталов, call-центров, онлайновых справочных бюро для клиентов, корпоративные базы знаний и пр.

ERP-система - это система планирования ресурсов предприятия по всем основным направлениям его деятельности. Использование полнофункциональной единой системы управления ресурсами банка может дать огромные преимущества в организации эффективного управления, увеличении быстроты реакции на изменения внешней среды, повышении качества обслуживания клиентов. Внедрение ERP-системы на предприятии не только помогает повысить степень автоматизации отдельных процессов, но и провести реинжиниринг самих этих процессов. В результате такого внедрения стандартизируется подавляющее большинство операций, значительно растет управляемость организации, повышается степень ее информационной открытости.

Основными понятиями в структуре любой ERP-системы являются понятия модели объекта и процесса. Суть внедрения системы на предприятии состоит в установлении соответствия между этими параметрами системы и элементами и процессами реальной организации.

Взаимодействие с ERP-системой осуществляется путем ввода данных и получения отчетов. Ввод данных организуется таким образом, чтобы исключить любое дублирование и обеспечить должный уровень контроля за правильностью ввода для исключения возможных ошибок оператора. Выходные данные могут предоставляться как в виде стандартных отчетов, так и результатов специальных запросов пользователя. Для удобства использования отчеты размещаются в корпоративной или глобальной сети, а также интегрируются в различные пользовательские приложения.

Эволюция систем управления предприятием привела к появлению ERP-систем второго поколения – ERP II. Эти системы вобрали в себя множество дополнительных модулей по управлению различными ресурсами, такими как персонал, отношения с клиентами, управление знаниями и организация логистических потоков.

ERP-решения, безусловно, нужны крупным и средним отечественным банкам. В частности, уже сейчас несколько крупнейших российских банков ставят задачу внедрения ERP-системы как важнейшую и первостепенную. Тем не менее, до массового внедрения ERP еще далеко. Дело в том, что с начала становления российской банковской системы и до настоящего времени большинство банков используют российские автоматизированные банковское системы (АБС). Этот фактор мешает проникновению ERP-систем в финансовый сектор страны. Сейчас только крупнейшие банки проявляют интерес к этому классу систем, потому что их внедрение требует серьезных усилий и затрат. Для крупных банков экономическая выгода от внедрения ERP-систем очевидна.

Существует три основные причины, мешающие реализации этих проектов. Первая причина заключается в том, что платформа требует значительной адаптации и переработки под специфику российского банковского дела, ведь исторически ERP-системы разрабатывались для автоматизации прежде всего производственных процессов. Вторая причина, это слишком частое внесение изменений «Центробанком» в свои инструкции, а ведь соответствующие поправки необходимо постоянно вносить и в настройки ERP-системы. Третья причина, состоит в том, что немногие банки готовы платить большие деньги за

внедрение полноценной ERP-системы, тогда как они уже используют относительно недорогие отечественные АБС, которые позволяют им функционировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: