Семинарское занятие 9. Психология юношеского возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования юношеского возраста.

2. Особенности когнитивного развития в юношеском возрасте.

3. Психологические особенности профессионального самоопределения и формирование мировоззрения в юношеском возрасте.

Рекомендуемая литература

9. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1998.- 379.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. 4-е издание. – М.: Изд-во «УРАО», 1998. – 176с.

11. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.–173с.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.:Просвещение,1989.– 254с.

13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с.

14. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.– 1996.– №1.– С. 20-33

15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.– 624с.

16. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.

17. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.

18. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии – 1999.- №6. – С. 54 – 58.


Таблицы:

Инвариативные

«Сравнение основных подходов к развитию личности»

Подход Источник развития Движущие силы развития Условия развития
Психоанализ      
Бихевиоризм      
Гуманистическая психология      
Культурно-историческая концепция      

«Общая характеристика развития в детстве»

Возраст Границы Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Основные новообразования
Новорожденность        
Младенчество        
Ранее детство        
Дошкольный возраст        
Младший школьный возраст        
Подростковый возраст        
Юношеский возраст        

«Характеристика кризисов развития»

Кризис Возрастные границы Противоречие, лежащие в основе кризиса Новообразование кризиса Негативная симптоматика
1 года        
3 лет        
7 лет        
Подростковый        

Вариативные

«Авторские взгляды на предмет психологии развития»
Автор Определение предмета психологии развития
     
     
     
     
     

«Достоинства и недостатки методов психологии развития»

Метод Достоинства Недостатки
Наблюдение    
Констатирующий эксперимент    
Формирующий эксперимент    
Интервью    
Тесты    
Опросники    
Проективные методы    
Лонгитюдный метод    
Метод поперечных срезов    

«Развитие идей Л.С. Выготского отечественными психологами»

Автор Идея Л.С. Выготского Развитие идеи в концепции автора
А.Н. Леонтьев Ведущая роль деятельности в психическом развитии ребенка Собственное методологическое направление – теория деятельности
П.Я. Гальперин    
В.В. Давыдов    
А.Р. Лурия    
Д.Б. Эльконин    
     

Таблица «Развитие идей Ж. Пиаже его последователями»

Автор Идея Ж. Пиаже Развитие идеи в концепции автора
Х. Хофман    
Д.Элкинд    
     
     
     

«Сравнение кризисных и стабильных возрастов»

Основание сравнения Кризисный период Стабильный период
     
     

Эссе́ — литературный жанр прозаического сочинения-рассуждения небольшого объема (1-2 стр.) и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»).

Структура эссе (ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств).

1. Титульный лист (указывается тема и автор).

2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность.

4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.

Реферат (объем от 3-х до 10-ти стандартных листов):

В данном случае необходимо найти первоисточники (под первоисточниками понимается монография автора или статьи из периодических изданий) и составить по ним реферат.

Реферат – это изложение основного содержания текста с выделением темы, проблемы. В отличие от аннотации, отвечающей на вопрос, о чем говориться в первоисточнике, реферат отвечает на вопрос, что нового, существенного содержится в статье, книге.

Основная задача реферата донести идеи, проблемы, основные положения реферируемого текста. Для этого необходимо хорошо знать материал и свободно владеть им, чтобы уметь его передать, сопоставить, связать теоретические положения, провести анализ, сделать вывод.

Основные требования к реферату:

· Объективность (точное изложение сути работы без оценки излагаемого)

· Полнота изложения

· Единство стиля (в том числе и терминологии)

· Внутренняя логичность композиции.

Текст реферата включает следующие сведения:

· Тема, проблема, предмет, цели и содержание первичного документа(ов)

· Методы, используемые автором (ами) реферируемой работы

· Результаты работы

· Выводы автора (ов)

· Пути практического применения результатов работы

Реферат также включает биографическое описание первоисточника.

Композиция реферата:

1. Вступление содержит краткие сведения об авторе, указание на используемые им методы и приоритеты.

2. Основная часть содержит описание и комментирование первоисточника. Излагаются факты, приводятся примеры, дается анализ, сопоставляются разные точки зрения на одну и ту же проблему.

3. В заключении подводятся итоги всему сказанному, обобщается материал, рассмотренный в основной части, кратко повторяются основные тезисы работы.

Атлас развития – представляет собой альбом фотоматериалов, иллюстрирующих особенности развития в тот или иной возрастной период с соответствующими комментариями. При этом основной аспект атласа – хронологический (т.е. иллюстрации должны быть выстроены в хронологической последовательности). Атлас может быть представлен как в электронном, так и материальном виде (в виде альбома).

Каталог интернет ресурсов:

Веб-адрес Аннотация сайта или веб-страницы
 
 
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: