Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил

Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта Федерации в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных предпосылок и ограничений развития территорий.

Территориальные пропорции развития общественного производства России в течение многих десятилетий формировались в составе Союза Советских Социалистических Республик, народно- хозяйственный комплекс которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового ведения хозяйства.

Пропорции можно рассматривать как результат производственной специализации регионов или территориального разделения труда. Поскольку производственная специализация служит стержнем хозяйственного развития любой территории, то масштабы развития отраслей специализации предопределяют соотношения всех территориальных образований в общественном производстве.

При плановом ведении народного хозяйства в числе основных закономерностей размещения производства выделялись:

• рост производительности общественного труда за счет рационального размещения производства;

• планомерное размещение производства по территории страны путем всемерного приближения его к источникам сырья, энергии, материалов и к районам потребления готовой продукции;

• рациональное разделение труда между экономическими рай- онами страны путем направленной специализации и комп- лексного развития за счет наиболее полного использования ресурсов отдельных территорий в интересах всего народного хозяйства.

Необходимо отметить, что большинство факторов размещения общественного производства являются действенными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения экономики России в рыночные отношения.

Территориальные пропорции экономического развития страны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), а внутри макрорегионов — по отдельным регионам.

Сложившиеся в условиях планового развития экономики территориальные пропорции формировались под воздействием групп факторов природного, социального, экономического и технического характера. С учетом их влияния складывались территориальные пропорции развития экономики по следующим основным группам:

• региональное распределение природного комплекса;

• социально-экономические региональные пропорции;

• территориальные пропорции промышленного комплекса;

• территориальные пропорции энергетического комплекса;

• территориальные пропорции агропромышленного комплекса;

• территориальное распределение транспортного комплекса.

Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций экономики, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительно- сти отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основных ресурсных баз в слабоосвоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока РФ.

Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.

Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные особенности проживания и формиро- вания трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение населения и трудовых ресурсов. В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие.

В социально-экономических пропорциях находят отражение особенности развития социальной инфраструктуры — уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здра- воохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего времени районы Востока России значительно уступают по этим пока- зателям Западной зоне страны.

Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в иерархии экономических систем, а с другой — как подсистема народного хозяйства.

Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ сте- пени влияния отдельных факторов базируется на детальном изу- чении и учете направлений научно-технического прогресса, воз- можных изменений в организации производства. Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов.

Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продукции конкретной отрасли, к социально-экономичес- ким условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назна- чения и т.д.

К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономическую специфику отрасли промышленности, относятся дифференцированные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды, трудоемкость и транспортабельность продукции. Эти факторы отражают влияние НТГТ, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли.

Количественный и качественный анализ суммарного воздей- ствия всей системы факторов и предпосылок размещения произ- водительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных предприятий, которая позволяет выделить следу- ющие наиболее характерные группы:

• отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, значительно связанные с размещением сырьевых ресурсов (предприятия, перерабатывающие многотоннажное сырье, перевозки которого значительно дороже перевозки готовой продукции);

• отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии (предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических затрат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции);

• отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов (производства с высокой трудоемкостью, а следовательно, с большой долей затрат в стоимости на заработную плату, социальную сферу, коммунальные услуги и т.п.);

• отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции (производства, в которых затраты на доставку продукции потребителям значительно превышают затраты на доставку сырья, материалов и топлива при одинаковой дальности перевозок, а также предприятия, производящие малотранспортабельную, скоропортящуюся продукцию).

Иногда трудно классифицировать предприятия по приведенным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготе- ния под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факто- ров). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воздействия всей системы факторов, влияющих на их размещение.

Система факторов, предпосылок и условий размещения, а также их стоимостное выражение изменяются во времени вплоть до изменения направления воздействия. Вероятно, ускорению процессов снижения ресурсоемкости широкой группы промышленных производств будет способствовать рыночная экономика, при которой в целях получения дополнительной прибыли и повышения конкурентоспособности продукции на региональных рынках ускоренно должна реализовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооружения производств.

Сложившиеся под совокупным воздействием системы региональных, ресурсных, отраслевых и социальных факторов межзональные пропорции размещения производительных сил свидетельствуют о наличии существенных различий в ходе процессов экономического развития Западной и Восточной зон страны.

Наиболее характерными особенностями для основной части территории Западной зоны являются сосредоточение здесь более 78% населения России; наличие значительного комплекса природных ресурсов (минеральных, лесных, основной части фонда сельскохозяйственных угодий, водных ресурсов); высокоразвитого производственного комплекса (производящего более 73% валовой продукции промышленности и 76% продукции сельского хозяйства (табл. 6.3.1)); развитой (применительно к условиям России) социальной инфраструктуры; развитой транспортной сети, обеспечивающей межрайонные и межгосударственные связи России; мощной электроэнергетической системы (70% от установленной мощности электростанций России, в том числе 99,5% от мощности АЭС РФ).

Таблица 6.3.1

ЗОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛОВОЙ ПРОДУКЦИИ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ДАННЫМ ЗА 2002 г. (%)

  Россия в том числе
    Западная зона Восточная зона
Валовая продукция: промышленности в целом   73.1 26,9
В том числе:      
машиностроения   90,2 9,8
черной металлургии   85,2 14,8
топливной промышленности   40,6 59,4
цветной металлургии   37,9 62,1
химической и нефтехимической промышленности   83,0 17,0
лесной и деревообрабатывающей промышленности   70,1 29.9
пищевой промышленности   7В,5 21.5
сельского хозяйства   76,3 23,7

К числу «ограничителей» развития производительных сил Западной зоны относится крайне низкая обеспеченность собственными экономичными в использовании топливно-энергетическими ресурсами и отдельными видами сырья для обрабатывающих отраслей.

Повышение эффективности хозяйственного комплекса Западной зоны связано с интенсификацией использования созданных основных производственных фондов, увеличением выпуска продукции, в основном на действующих предприятиях, за счет ускоренного их перевооружения и модернизации, совершенствованием отраслевой структуры хозяйства путем преимущественного развития относительно малоэнерго-, водо- и материалоемких производств.

К общим характерным особенностям макрорегиона Сибири и Дальнего Востока, занимающего территорию, превышающую территорию Китая, США или Канады, можно отнести: наличие уникальных по запасам, качеству и экономическим показателям добычи природных ресурсов (топливных, минерально-сырьевых, лесных, водных), имеющих принципиально важное значение для развития экономики России и формирования ее экспортного потенциала; низкая плотность населения (особенно северных терри- торий), концентрация основной его части в южных районах Сибири и Дальнего Востока; наличие различных климатических зон с преобладанием на обширной территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей; недостаточная разви- тость транспортной сети, наличие большого количества изолиро- ванно работающих промузлов; создание энергопромышленных узлов и комплексов (функционирующих —Саянский, Братский, Усть-Илимский; развивающихся — Приангарский, Канско-Ачинский и ряд других), которые явятся основой развития и структур- ного преобразования народного хозяйства Сибири на этапе выхода экономики России из кризиса.

В промышленном комплексе зоны Сибири и Дальнего Востока (26,9% валового выпуска продукции от общероссийского уров- ня) преобладают добывающие отрасли.

Сложившиеся к настоящему времени под воздействием системы факторов пропорции размещения достаточно устойчивы. В СССР была создана система региональных исследований, решавшая все проблемы на всех этапах планирования и территориальной организации экономики. Территориальная организация производительных сил обеспечивалась на основе разработки системы схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности, а также схем комплексного развития хозяйства союзных республик и экономических районов. Разработка схем проводилась под единую целевую социально-экономическую программную установку развития государства и союзных республик, на единой методической основе, что обеспечивало их сводимость в Генеральную схему и возможность использования ее материалов при подготовке государственных программ и разносроч- ных планов развития страны в территориальном разрезе. Как правило, рекомендации Генеральной схемы, доведенные до уровня титульных списков нового строительства, расширения и реконструкции производственных объектов, включались в годовые и пягилетние планы развития с обеспечением необходимых объемов финансирования в основном за счет средств госбюджета.

Таким образом, становление экономики России как суверенного государства базируется на мощном фундаменте предшествующих научных обоснований прогнозных направлений развития базовых отраслей экономики и на достаточно устойчивых пропорциях размещения производительных сил.

Прекращение с начала 1990-х гг. работ над отраслевыми и территориальными схемами развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности следует рассматривать как временное явление, связанное с перестройкой управления экономикой. Отказ от отраслевых методов управления экономикой, перераспределение собственности в большинстве отраслей народного хозяйства и рост самостоятельности субъектов Федерации не могут исключить роль и ответственность государства за формирование региональной политики в целом, за разработку комплексных прогнозов и программ развития территорий и отраслей, за контроль над развитием инвестиционной сферы, рынков сырья и продукции и т.д. В конечном итоге в условиях рыночных отношений нельзя исключить определяющую роль государства в определении направлений, темпов и территориальных пропорций развития производительных сил.

Происходящие изменения должны привести к усилению воздействия на территориальные пропорции группы факторов (рыночных), которые или отсутствовали при плановом ведении экономики, или практически не работали в условиях распределительного принципа использования всех видов ресурсов. К ним можно отнести реальное изменение форм собственности и взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, изменение форм и степени государственного регулирования процессами экономического развития, влияние цен на формирование и границы региональных товарных рынков, наличие законодательных актов и норм, определяющих условия внедрения в экономику законода- тельных актов и норм, определяющих условия внедрения в экономику России частного отечественного и иностранного капита- ла, импортного оборудования и сырья.

С повышением правовой самостоятельности субъектов Федерации, что находит свое юридическое оформление в договорах о разделении полномочий между ними и федеральным Центром, у субъектов появится реальная возможность выбора направлений экономического развития, выхода на рынки инвестиций, топливно-энергетических ресурсов и т.п. Повышается их роль в согласовании площадок под новое строительство, использовании природных ресурсов, в реализации экологической политики, в развитии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового развития) при многообразии форм собственности, предпосылок и ограничений их развития превращаются в основную хозяйствующую территориальную единицу, которая должна учитываться при прогнозировании территориального развития экономики. Повышение хозяйственной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и производственной деятельности не сможет, однако, привести к резкому изменению территориальных пропорций размещения общественного производства. Представляется, что именно повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов при начале действия рыночных законов будет способствовать рационализации структуры их экономики и в конечном итоге — рационализации территориальных пропорций экономического развития страны по макрорегионам (Восток — Запад).

Региональные товарные рынки должны стать инструментом рационального обеспечения платежеспособного спроса на конкретный товар различными поставщиками (не только отечественными, но и зарубежными). Определение географических границ товарных рынков производится на основе анализа поставок продукции на местные рынки субъектов Федерации, а также на общероссийский и международный рынки с учетом развития межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных связей.

Проведенные в последние годы исследования позволяют сделать вывод, что степень влияния каждого из группы рыночных факторов на формирование территориальных пропорций будет нарастать во времени. В то же время их роль будет носить скорее корректирующий характер по отношению к первой группе факторов (природные, социальные, отраслевые, региональные), формирующих устойчивую во времени базу территориальных пропорций развития производительных сил.

В каждом региональном комплексе выделяются три группы отраслей производства. Ведущая роль принадлежит отраслям специализации, продукция которых вывозится за пределы региона. В прямой зависимости от отраслей специализации находится группа сопряженных с ними отраслей производства, но это не значит, что в каждом районе должен быть представлен весь круг отраслей, необходимых для развития первой группы (авиастроение, автостроение, электронная, приборостроение и др.). К третьей группе относятся обслуживающие отрасли, которые производят продукцию местного потребления, используя в основном внутрирайонные ресурсы.

Анализ показывает устойчивый рост удельного значения отраслей специализации, особенно регионов Восточной зоны (табл. 6.3.2).

Таблица 6.3.2

ДИНАМИКА ДОЛИ ОТРАСЛЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО КРУПНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ (В % К ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Крупный экономический район 1970 г. 2000 г. 2002 г.
Северный 75,1 78,0 81,0
Северо-Западный 70,3 70,9 72,5
Центральный 74,2 74,9 75,0
Волго-Вятский 79,5 79,8 80,2
Центрально-Черноземный 67,3 68,2 69,5
Поволжский 75,0 75,7 77,1
Северо-Кавказский 63,7 62,9 61,5
Уральский 75,7 76,1 77,2
Западно-Сибирский 76,9 82,5 83,4
Восточно-Сибирский 68,3 76,87 78,1
Дальневосточный 56,2 56,9 57,2

Значительный рост удельного веса межрайонного значения Западной Сибири вызван темпами развития нефтяной, газовой промышленности и электроэнергетики; Восточной Сибири — темпами развития нефтехимической, медно-никелевой, целлюлозной, алюминиевой, энергетических отраслей промышленности.

Территориальные пропорции развития экономики формируются под воздействием групп факторов: региональное распределение природного комплекса; социально-экономические пропорции; территориальные пропорции промышленного комплекса и др.

Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций экономики. Природные ресурсы в России размещены неравномерно. Распределение природных ресурсов имеет две особенности: во-первых, ряд природных ресурсов (алмазы, платина, золото, никель, свинец, цинк и др.) имеются не повсеместно, а в ограниченном числе регионов (табл. 6.3.3).

Данные таблицы показывают, что Восточная зона (Западная и Восточная Сибирь и Дальний Восток) располагают 89% запасов угля, 82,4% природного газа, 68% нефти, 65% медной руды, 97% свинцово-цинковых руд, 80% водных ресурсов, 80,5% гидроэнергетических ресурсов и 79,5% запасов древесины. Западная зона выделяется запасами железных руд (88%), алюминиевым сырьем (79,5%), фосфорным сырьем (78%) и земельными ресурсами (78%).

Социально-экономические региональные пропорции выражают территориальное распределение населения, трудовых ресурсов, миграционные процессы, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение имеет размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров. Оно является главным фактором, определяющим территориальное развитие хозяйства региона.

Уровень межрайонной подвижности населения в России до 1991 г. был относительно невысок. Межрайонная миграция населения в нашей стране за 1970—90 гг. составила 2,5%, внутрирайонная — 21%. За 1991—2000 гг. она увеличилась соответственно до 4,3 и 25% за счет миграции из северных районов, где условия жизни резко ухудшились. Помимо этого увеличился за 1996— 2000 гг. отток населения из Чечни, где ведутся военные действия; из этого региона почти полностью выехало русскоязычное население.

За 1920—90 гг. не удалась попытка значительного увеличения населения Восточной зоны. В 2000 г. удельный вес численности населения этой зоны составил 21%, Западной — 79%. Социально- экономические пропорции отражают особенности развития социальной инфраструктуры. Расчет показывает, что Восточная зона обеспечена ниже, чем Западная зона: на 35% — жилищным фондом, на 15% — объектами здравоохранения и на 22% — объектами культуры. Уровень обеспеченности жилищного фонда газом, горячей водой и централизованным отоплением составляет 71% от уровня Западной зоны.

Таблица 6.3.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: