Макрорегионы — это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населения.
В настоящее время для макроэкономических исследований выделяются два макрорегиона — Западная и Восточная зоны страны. Природные и демографические ресурсы их развития столь различны, что подходы к формированию этих зон принципиально не совпадают.
На территории Западной зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь топливно- энергетических.
Основные природные ресурсы сосредоточены в Восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, 62% продукции цветной металлургии и т.д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в Западной зоне страны и экспортируется.
Границы макрорайонов принимаются несколько условно, поскольку в пределах каждого из них имеются районы, природно- климатические и хозяйственные характеристики которых значительно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегиону в целом.
Так, арктические районы как Западной, так и Восточной зон резко выделяются по природно-климатическим и ресурсным предпосылкам, по достигнутым уровням социально-экономического развития и степени освоенности. Однако выделение арктических районов в самостоятельную макроединицу, как это предлагают ряд экономгеографов, вряд ли актуально, так как организационные формы жизнеобеспечения и управления этими территориями жестко связаны со сложившейся структурой административного деления страны.
В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся в состав Восточной зоны страны, переведены в состав Западной зоны в силу большей схожести по уровням развития и обеспеченности ресурсами.
Понятие «экономический район» является основным элементом территориальной структуры народно-хозяйственного комплекса страны. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, получившую развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок. Обязательный признак экономического района — относительно законченная система воспроизводственного процесса.
Можно дать и другое определение этого понятия: экономический район — это территориальная часть хозяйства страны, характеризующаяся конкретным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориаль- ном общественном разделении труда.
В экономической литературе имеется множество определений экономического района. Однако, различаясь теми или иными от- тенками, в основном терминологического и понятийного харак- тера, практически все определения включают в себя такие базо- вые элементы, как хозяйственная специализация, специфика территориального сочетания природных ресурсов и социально- экономических предпосылок развития.
Принципиальным моментом определения экономического района является комплексный подход к учету всех факторов и предпосылок, способствующих выделению его в равноправную территориальную единицу предплановых и прогнозных исследований.
Наряду с экономическим районированием территория страны может делиться на условные территориальные образования по одному или группе факторов, влияющих на региональное разделение труда. В частности, это можно отнести к энергоэкономическому и демографическому районированию и т.п. Основу энергоэкономического районирования составляет деление страны по степени обеспеченности территории собственными энергоресурсами, экономике их использования, их дефицитности или избыточности и т.п. Однако эта принципиально важная экономическая категория входит составной частью в экономическое районирование, как и все другие частные территориальные деления по отдельным факторам и условиям развития.
Выделение экономического района в системе народного хозяйства страны осуществляется на основе формирующегося районного хозяйственного комплекса в рамках принятого на конкретном этапе развития экономики административного деления. Знак равенства между понятиями «экономический район» и «районный хозяйственный комплекс» ставить нельзя.
Районный хозяйственный комплекс — система хозяйства и социальных процессов, объективно формирующихся в пределах определенной территории. Экономический район — понятие более широкое, так как он может включать в свой состав хозяйственные комплексы ряда территорий, характеризующихся или однотипными направлениями развития и специализации, или подчиненных друг другу в решении конкретных социально-экономических задач развития территории нескольких административных образований.
Экономический район выделяется на базе группировки хозяйственных комплексов ряда административных образований в целях обеспечения управления экономическими процессами, создания банка данных унифицированной информации, проведения предплановых и прогнозных исследований на основе единой методологии.
Первое практическое отражение экономическое районирование нашло в плане ГОЭЛРО (1920). В нем было выделено 8 крупных районов. В 1921 г. Госплан России разработал проект разделения страны уже на 21 экономический район.
В основу районирования был положен экономический принцип. В виде района выделялась своеобразная, по возможности экономически оформленная территория страны, которая благодаря комбинациям природных особенностей, национальных навыков населения с его подготовкой для дальнейшей производствен- ной деятельности представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства.
Таким образом, основные контуры районов определяются природными условиями, степенью вовлеченности их в использование, специализацией в системе разделения труда, трудовыми ресурсами (их плотностью, квалификацией, национальным составом,
концентрацией в городах и на селе), транспортной освоенностью, степенью развития социальной и производственной инфраструктуры.
Сетка экономических районов в СССР неоднократно пере- сматривалась, изменялось их количество и уточнялся состав крупных районов.
Первый пятилетний план (1929—1932) был составлен по 24 районам, второй — по 32 районам и зоне Севера, третий (1938—1942) — по 9 районам и 10 союзным республикам. В 1963 г. утверждена сетка экономических районов СССР (уточненная в 1966 г.), включающая 18 крупных экономрайонов, в том числе 10 крупных районов РСФСР — Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В настоящее время в силу возросших различий в развитии производительных сил из Северо-Западного района выделена значительная территория, образовавшая Северный экономический район.
Рыночные отношения не вносят коренных изменений в формирование материальной основы территориальных комплексов и территориальное разделение общественного труда (лишь модифицируют его). Поэтому сохраняют свое значение известные в плановой экономике районообразующие принципы экономического районирования. Важнейший из них — обеспечение рациональной территориальной специализации, концентрации и комплексности хозяйства, включая самодостаточность финансово-бюджетных ресурсов. Наряду с этим усиливается роль социального, экологического и организационного факторов. Нельзя недооценивать (как и переоценивать) значение такого принципа районообразования в рыночной экономике, широко используемого на Западе, как учет диверсификации хозяйства. Однако по своей значимости он уступает влиянию традиционной территориальной комплексности.
Вместе с тем можно утверждать, что существующая сетка экономических районов требует определенной корректировки в соответствии с государственными задачами и научными принципами районирования. К ее основным недостаткам относятся: практически универсальное использование для решения разнохарактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических); разномасштабность отдельных районов, сильно различающихся экономическим потенциалом (по населению Центральный район в 5 раз превосходит Северный, при этом его территория более чем в 3 раза меньше); недостаточно полное и последовательное отражение принципа территориальной специализации; чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации; чрезмерная дифференциация в пределах многих районов оценок на ресурсы многоцелевого назначения (например, оценки топлива внутри энергоизбыточной Восточной Сибири различаются более чем вдвое).
Резко различаются по специализации и направленности дальнейшего развития области, края, республики, объединяемые Поволжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Дальневосточным районами; другие районы (Центральный и Уральский) сосредоточивают очень большой экономический потенциал, а Центрально-Черноземный, Волго-Вятский районы нуждаются в отдельных исправлениях границ.
Территориально-организационная структура привязана к укреплению государственного строя, обеспечивая надлежащую управляемость общественного развития.
Реализации указанной задачи будет способствовать, в частности, упорядочение, а затем оптимизация территориальных границ социально-экономической деятельности не только региональных и местных, но и федеральных органов власти в результате преобразования административного деления.
Немаловажное значение приобретает создание условий для удобства управления — планирования (прогнозирования), оперативного регулирования, координации, учета и контроля в различных государственных и иных сферах. Для этого необходимы организационные формы в виде административно-экономических районов рациональной величины с адекватными руководящими органами.
Особая проблема административного районирования — национально-территориальная структура. Несмотря на внешне многонациональный состав населения России, преувеличивать значение этого обстоятельства нельзя, хотя бы потому, что коренное население (русские) составляет у нас 4/5 всех жителей. По международным стандартам, Россия относится не к многонациональному, а мононациональному типу государств, хотя и с весьма пестрой этнической структурой. По целому ряду причин заложенный 75 лет назад национальный принцип административно-территориального деления изжил себя и действует только в силу исторических традиций.
Действительно, нет оснований для его сохранения, если учесть, что в РФ провозглашены в качестве основ конституционного строя права и свободы и повсеместно распространены национально-культурные автономии, что законом закреплено равенство всех субъектов Федерации при нерушимости территориальной целостности государства. Правовое государство не может признавать особых прав одного региона (а следовательно, народа) по сравнению с другими, а мировая практика показывает, что федеративные государства с ненациональным территориальным делением являются наиболее устойчивы- ми. Нигде, кроме России, нет многочисленных государственно-национальных образований, к тому же наделенных, вопреки Конституции, дополнительными правами — не только экономическими, но и политическими (двусторонние договоры с Центром).
В последние годы прослеживается реализация идеи усиления межрегиональной интеграции смежных областей, краев, республик. Практика показывает, что самостоятельно, без участия федерального Центра регионам не под силу создать объединяющие территориально-организационные структуры.
Попытки стихийной организационно-хозяйственной консолидации областей проявлялись и раньше.
Так, в свое время о создании экономического союза в границах бывшего Приокского совнархоза договорились 6 областей — Брянская, Калужская, Липецкая, Орловская, Рязанская и Тульская. В какой- то мере эта идея реализуется сейчас в образовании 8 межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия — «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга», «Сибирское соглашение», а также созданные на Северо-Западе, в республиках, краях и областях Северного Кавказа, в Уральском регионе и на Дальнем Востоке.
Деятельность ассоциаций поддерживается федеральной властью. Постановлением Правительства РФ от 16.09.93 № 918 определены их основные задачи и делегированы некоторые права федеральных органов (формировать территориальный фонд товарных и сырьевых ресурсов, выдавать разрешение на бартерные сделки, определять размеры и порядок взимания платы за пользование природными ресурсами и ряд других). Следует, однако, отметить, что указанные ассоциации являются, по сути дела, общественными объединениями и не оказывают серьезного влияния на активизацию процессов межрегиональной интеграции. Стихийно создающиеся и не увязанные между собой общеэкономическими целями, они пока не могут рассматриваться как основа нового районирования.
Некоторые ученые и специалисты предполагают ликвидировать недостатки сложившейся территориально-организационной структуры посредством предоставления всем субъектам Федерации равных не только экономических, но и политических прав или перехода к однозначному территориальному делению на сложившейся областной основе. Помимо того что рекомендуемая схема кардинально не решает вопрос (сохраняются перекосы в экономическом потенциале регионов, недостатки их специализации и комплексности и т.п.), ее реализация сейчас вообще невозможна,
ибо регионы уже получили законодательный статус, обладают определенными правами, которые нельзя отобрать, не нарушая Конституцию.
Вышесказанное не означает прекращения работ по совершенствованию сетки экономического районирования в целях повышения эффективности региональной политики управления государством.
В настоящее время существует ряд проектов регионального деления страны1.
Первый проект основан на базе действующей сетки экономического районирования: 1) Центр; 2) Север; 3) Северо-Запад; 4) Волго-Вятка; 5) Центральное Черноземье; 6) Северный Кавказ; 7) Поволжье; 8) Урал; 9) Западная Сибирь; 10) Восточная Сибирь; 11) Дальний Восток.
Второй проект делает упор наразукрупненную сетку: 1) Российский Центр (Московский регион); 2) Европейский Север; 3) Северо-Запад; 4) Запад; 5) Волго-Ока; 6) Волго-Вятка; 7) Цен- тральное Черноземье; 8) Северный Кавказ; 9) Средняя Волга; 10) Нижняя Волга; 11) Средний Урал; 12) Южный Урал; 13) Западная Сибирь; 14) Южная Сибирь; 15) Восточная Сибирь; 16) Забайкалье; 17) Дальний Восток; 18) Северо-Восток.
Третий проект составлен с учетом укрупненной сетки: 1) Российский Центр (Центральная Россия); 2) Северо-Запад; 3) Центральное Черноземье; 4) Северный Кавказ; 5) Поволжье; 6) Урал; 7) Сибирь; 8) Дальний Восток.
Для третьего проекта по сравнению с действующим и особенно разукрупненным районированием характерно относительное выравнивание экономических характеристик макрорегионов. Сохраняя преимущества высокой концентрации ресурсов в каждом макрорегионе, укрупненная сетка (8 районов) имеет сравнительно небольшие колебания экономического и структурно-организационного потенциала: населения — в 2,7 раза, количества входящих областных единиц — в 1,7, тогда как колебания указанных показателей для действующей сетки (11 районов) составляют соответственно 4,9 и 2,6, а для разукрупненной сетки (18 районов) — соответственно 10,6 и 5 раз.
На стабилизацию социально-политической обстановки в регионах оказывает влияние «степень присутствия» национального
Существенный вклад в разработку нового районирования внесли д-ра экон. наук АА. Адамеску, Э.Б. Алаев, В.В. Кистанов и др.
фактора. В этом отношении укрупненная и действующая сетки дают определенные преимущества: максимальный удельный вес населения национальных образований составляет здесь 35—36%, в то время как при разукрупненной сетке — 53% (хотя фактическая численность титульных этносов значительно ниже).
Укрупненная сетка в значительной степени совпадает с действующей схемой межрегиональных ассоциаций, хотя цели и задачи этих образований имеют значительные различия.
Ввиду большого сходства специализации входящих регионов (областей, краев, республик), их тесных связей и благоприятных условий хозяйственной интеграции в каждом из 8 макрорегионов четко прослеживается выраженная общность решаемых специфических межрегиональных проблем. При активной поддержке федерального Центра это будет способствовать успешной реализации главных общенациональных задач — выходу из кризиса, стабилизации и оживлению экономики.
Таким образом, с точки зрения целей реформирования территориального деления страны предпочтительным можно считать проект укрупненной сетки административно-экономических образований. Ввиду огромных размеров отдельных районов (Сибирь и Дальний Восток) может потребоваться их разукрупнение и доведение общего числа макрорегионов до 10.
Однако этим реформирование территориального деления не исчерпывается.
Современная России состоит из двух огромных частей: Западного (Европейская часть России и Урал) и Восточного макрорегионов (азиатская часть России). Они различаются историческими особенностями освоения территории, природно-климатическими особенностями, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением основных ресурсов и их использованием, перспективами развития.
Территория России до настоящего времени подразделяется на 11 экономических районов, из них 8 — в Западном макрорегионе (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский и Уральский) и 3 в Восточном макрорегионе (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела по следующим причинам:
• во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже — в республиках, краях и областях);
• во-вторых, многие районы (Сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию;
• в-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности населения, так и по экономиче кому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.
Поэтому, например, Центральный район, где проживает почти 1/2 населения страны и сосредоточены 1/з промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком, огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей), или с северными районами (4% жителей).
Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.
Самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально- производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и т.д.) в определенных территориальных границах.
Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до мелких) и сельских поселений, миграцию населения.
Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ре- сурсов.
Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.
В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в регионах более низкого ранга — в административно-территориальных единицах (в республиках, краях и областях). К сожалению, действующее административно-территориальное деление в значительной степени устарело.
До революции в границах современной России насчитывалось 56 административных единиц. В 1920-е гг. в Советской России их число первоначально сократилось до 14 областей, краев и автономных республик. Однако командно-административной системе управления потребовалось более дробное деление страны. В итоге к моменту распада СССР Российская Федерация состояла из 49 областей, 6 краев (в составе которых было 5 автономных областей), 16 автономных республик. В слабо заселенных районах России (в областях и краях) было образовано 10 автономных и национальных округов. В современной России автономные республики и области (кроме Еврейской автономной области) добились повышения своего статуса, став республиками (их ныне 21).
При этом бывшие автономные области (включая Еврейскую) вышли из состава краев, и теперь фактически нет разницы между краями и областями России. Такая сложная современная административно-территориальная система России не обеспечивает нормальных условий для территориального управления.
Было бы целесообразно привести сложившуюся систему территориального районирования в соответствие с новыми требованиями, возникшими в связи с переходом на рыночную экономику.
В России выделяются две широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и Основная зона расселения и хозяйственного освоения. Иными словами, мы имеем вновь два макрорегиона, только разделенных не меридиональной, а широтной границей. Сама зона Севера может быть поделена на несколько частей — районов: Европейский Север, Обский Север, Енисейский Север (Обский и Енисейский Север могут быть объединены в единый Сибирский Север) и Северо-Восток.
Более сложно разделить основную зону расселения и хозяйственного освоения. Для нового районирования густозаселенной и староосвоенной ее территории необходимо учитывать следующие факторы:
исторический — как поэтапно осваивалась территория России; расселенческий — как размещается население и какие крупные взаимосвязанные системы населенных пунктов образуют ареалы расселения, к каким крупным городам и агломерациям тяготеет население;
экономический — учет крупнейших промышленных узлов и районов, научных центров с наукоемкими производствами;
природный, связанный не с природным районированием и зонированием, а с географией речных бассейнов России. Это особенно важно, так как исторически все русские княжества возникали вокруг городов на важных речных системах. Исторические границы внутри России, как и во многих странах, проходили по водоразделам рек. То есть наблюдается четкая взаимосвязь гидрографического, исторического и расселенческого факторов.
Реки с их пресной водой являются важным фактором для размещения экономики. Пресная вода — важнейший из ресурсов для жизни людей, а охрана водных ресурсов — одна из главных проблем экологии.
Исходя из изложенных факторов и особенностей, учитываемых при районировании, предлагается следующая система районирования:
1. Балтийский район, охватывающий бассейн рек Балтийского моря, — Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Калининградская области.
2. Волго-Днепровский, охватывающий Верхнюю Волгу — Тверская, Смоленская, Брянская, Калужская области.
3. Волго-Окский, включающий области Центрального района — Тульскую, Рязанскую, Владимирскую, Ивановскую, Яро- славскую и Костромскую.
4. Москва и Московская область — их целесообразно выделить в специальный федеральный округ.
5. Волго-Камский — Нижегородская, Кировская области и республики Марий Эл, Чувашская и Мордовская.
6. Средневолжский — Самарская, Ульяновская, Пензенская области и Республика Татарстан.
7. Нижневолжский — Саратовская, Волгоградская, Астраханская области и республика Калмыкия.
8. Черноморско-Азовский район — Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края.
9. Северный Кавказ (горный) — республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия.
10. Северный Урал — водораздел рек Камы и Оби: Пермская, Свердловская области и Удмуртская Республика.
11. Южный Урал — Оренбургская, Челябинская и Курская области.
12. Обь-Иртышский (Западная Сибирь) — юг Тюменской области (без Ямало-Ненецкого и Ханты Мансийской округов), Омская, Новосибирская и юг Томской области.
13. Верхнеобский (Кузнецко-Алтайский) — Кемеровская область, Алтайский край и Республика Алтай.
14. Ангаро-Енисейский — юг Красноярского края, республики Хакасия и Тыва.
15. Байкало-Амурский — юг Иркутской области, Республика Бурятия и Читинская область.
16. Тихоокеанский — Амурская область, юг Хабаровского края, Еврейская автономная область, Приморский край и Сахалинская область (включая Курильские острова).
17. Европейский Север — Мурманская, Вологодская и Архангельская области (включая Ненецкий автономный округ), республики Карелия и Коми.
18. Обский Север — северная часть Тюменской области (в границах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов) и север Томской области.
19. Енисейский Север — север Красноярского края и север Иркутской области.
20. Северо-Восток — Республика Саха (Якутия), север Хабаровского края, Магаданская область (включая Чукотский автономный округ), Камчатская область (включая Корякский автономный округ).
В связи с предлагаемой системой экономического районирования необходимо привести в соответствие и административно- территориальное деление России.
Так как при районировании использовался широтный принцип, то многие административно-территориальные единицы должны быть поделены на северную часть и южную, расположенную в основной зоне расселения и хозяйственного освоения.
1. Тюменская область делится:
• на Южно-Тюменскую (до границы с Ханты-Мансийским автономным округом);
• Северо-Тюменскую, включающую Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
2. Томская область делится:
• на Южно-Томскую — по границе, проходящей от Северной границы Южно-Тюменской области через город Колпашев, далее по реке Кетьдо Красноярского края;
• Северо-Томскую, включающую всю северную часть области от северной границы Южно-Томский до границы с Ханты- Мансийским округом.
3. Красноярский край делится:
• на Южно-Красноярскую область — по границе от Северной границы Южно-Томской области (проходящей по реке Кетъ) перпендикулярно реке Енисею с выходом на границу Эвенкийского автономного округа;
• Северо-Красноярскую область (включая часть, не вошедшую в Южно-Красноярскую область, в том числе Эвенкийский и Таймырский автономные округа).
4. Иркутская область делится:
• на Южно-Иркутскую, северная граница которой проходит от северной границы Южно-Красноярской области, далее перпердикулярно реке Лене до пересечения с республикой Бурятия;
• Северо-Иркутскую область, куда войдет часть, не вошедшая в Южно-Иркутскую область, и, возможно, часть Республики Саха (Якутия), расположенная между двумя территориями Северо-Иркутской области (города Мирный, Ленек).
Хабаровский край делится:
• на Южно-Хабаровскую область с границей от северной границы Амурской области по кратчайшему пуги до Охотского моря (включая Шантарские острова);
• Северо-Хабаровскую область, включающую не вошедшую в территорию Хабаровского края Южно-Хабаровскую область.
Все остальные административно-территориальные единицы остаются в прежних границах.
В экономических районах, по нашему мнению, необходимо создать территориальные органы управления во главе с губернато- ром, а в республиках, краях и областях, входящих в тот или иной экономический район, территориальные органы управления дол- жны возглавляться наместниками губернатора с ограниченным штатом.