Конкуренция между марками производителя, с одной стороны, и частными марками, с другой, называется сражением между марками. В начале 90-х годов сложилось мнение, что в розничной бакалейной торговле марки А проиграли битву раз и навсегда, и потребуется какое-то время, чтобы марки А исчезли с магазинных полок в крупных сетях супермаркетов. Ожидалось, что частные марки займут их место. Однако эти прогнозы не сбылись. В большинстве европейских стран марки А успешно выдержали испытание.
Причины первоначального успеха частных марок
Имеется несколько причин первоначального успеха частных марок:
♦ Потребители, ощущающие на себе последствия спада, экономили, покупая более дешевые марки.
♦ Вследствие увеличения масштабов и степени концентрации в розничной торговле, торговцы в розницу стали более сильными, чем производители. Позиция производителей на рынке ослабела. Следствием явилось усиление давления на валовую прибыль производителей, сокращение бюджета для инвестиций в рекламу (что важно, особенно для марки А).
♦ Вследствие образования излишних производственных мощностей (вызванного экономическим спадом), а также из-за возросшей силы торговли производителям стало трудней отказываться от производства частных марок.
♦ Увеличение масштабов и степени концентрации создали новые возможности для розничной торговли, которая стремилась развить свою собственную маркетинговую политику, в которой частные марки играют важную роль (имидж, лояльность магазину).