Во внешнеполитической деятельности этого периода существовали два приоритетных направления - дальнейшее налаживание сотрудничества с Западом, особенно с США, и построение отношений с новыми независимыми государствами ближнего зарубежья. В 1992 г. в Ташкенте между странами СНГ был подписал Договор о коллективной безопасности. В 1992-1993 гг. Вооруженные силы РФ, выступая под эгидой СНГ, взяли на себя функции урегулирования межнациональных и межэтнических конфликтов в Приднестровье, Таджикистане, в осетино-грузинском и грузино-абхазском конфликтах. В 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, а в 1997 г. - Договор о дружбе, союзничества и партнерстве с Украиной. К 1999 1. было подписано более 800 межгосударственных документов о сотрудничестве, принятых участниками СНГ.
В отношениях с западными державами важным шагом стало подписание 1 февраля 1992 г. в Кемп-Дэвиде американо-российской Декларации об окончании «холодной войны». 3 января 1993 г. был подписан новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым произошло сокращение ядреных потенциалов на 2/3. Одной из неразрешенных проблем стала проблема островов Курильской гряды, что существенно осложняло отношения с Японией.
Конституция 1993 года
12 декабря 1993 года в Российской Федерации принята новая Конституция. Ее сущность и основные характеристики заключаются в следующем.
По-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 «Основы конституционного строя». Россия провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России. К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод является обязанностью государства.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. последовательно проведен классический принцип государственности — разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые являются самостоятельными (ст. 10). Важной конституционной новеллой является положение об особой защите установленной системы государственной власти.
В отличие от Конституции РСФСР 1978 г. в Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение в закреплении института частной собственности, в том числе и на землю, установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе, Конституция Российской Федерации 1993 г устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.
Впервые в российском конституционном законодательстве Конституция РФ 1993 г. устанавливает светский характер Российской Федерации. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Россия провозглашена правовым государством. В этой связи к основам конституционного строя отнесены положения о высшей юридической силе Конституции РФ и ее прямом действии на всей территории государства, о соответствии Конституции законов и иных правовых актов, об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.
Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Важное значение имеет также впервые закрепленный в Конституции принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод.
В Конституции 1993 г. содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение России как единого федеративного государства. Принципиальный характер носят положения статей 4 и 5 Конституции, в которых закреплено, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию.
Конституция 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Закрепив принцип разделения властей, Конституция 1993. выводит Президента из системы исполнительной власти и ставит его на особое самостоятельное место в системе федеральных органов государственной власти. По существу Президент как глава государства, гарант конституционного строя стоит над ветвями власти. Это проявляется также в том, что на него возложены определение основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти федерации и др.
Конституция РФ 1993 г. устанавливает различный порядок формирования, численность, особый статус, сферу полномочий, порядок работы Федерального Собрания Российской Федерации. По существу, в Конституции РФ проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству парламентов стран мира.
Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Конституция вводит ранее неизвестный вид законодательного акта — федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.