Тема 1. Философия Древнего Востока (ред.)

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

А. Древнеиндийская философия

Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы). Сильны были пережитки патриархальных отношений между господствующими классами и угнетенными. Древнеиндийское общество делилось на варны — группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было четыре: 1) жреческая варна (брахманы); 2) варна военной аристократии (кшатрии); 3) варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи) и 4) низшая варна (шудры). Шудры находились в подчинении у брахманов, кшатриев, вайшьев; они не имели права на общинную собственность, их не принимали в члены общины, они не участвовали в решении ее дел. Деление на варны освящалось религией. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религиозной идеологии.
Древнейший памятник индийской литературы — Веды. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной Жизни.

В истории индийской философии принято выделять три периода: 1) ведический период, когда философские воззрения еще не существовали отдельно от религиозных и мифологических; 2) классический период (V в. до н.э. – X в. н.э.) – именно в этот период сформировались основные ортодоксальные (основанные на авторитете Вед) и неортодоксальные философские школы; 3) постклассический период (с X в. по наши дни).

1) Характерными чертами ведического периода индийской философии являются следующие …

- философское мировоззрение не отделяется от мифологического

- основной религией Индии является брахманизм.

- основные представления о мире и основы брахманизма представлены в Ведах – древнейших текстах, датирующихся приблизительно 1500 г. до н.э. Подлинно философскими тексты Вед считать нельзя. Во-первых, они гораздо ближе стоят к произведениям фольклора, во-вторых, в них отсутствует рациональность. Тем не менее они дают нам представление о том, каковы были взгляды людей на мир в целом. Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии. В Ведах содержатся стихи прославления богов, например, Агни, бога огня и Индры, бога дождя и райских планет, песнопения, описания ритуала жертвоприношений, тексты заклинаний, песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней.

Основные понятия Упанишад. Философия Индии начинает формироваться в период Упанишад (букв. - сидение у ног учителя; тайное знание).

Брахман, Абсолют – бог или первопричинная основа бытия всего мира.

Атман – индивидуальная душа, вечная неизменная духовная сущность. Говорится «Все есть Брахман и Брахман есть атман». Иначе говоря, душа тождественна высшему сознанию

Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космический закон, истина в широком смысле слова. Даже боги – подчиняются Рите. Понятие риты является философской основой концепции дхармы.

Дхарма – 1. учение, доктрина, в нашем понимании философия. На Востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма - 2. это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.
Карма – это закон причины и следствия, закон воздаяния за добрые и злые дела
Сансара – круговорот мирских перевоплощений.

Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс в котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оцениваются с точки зрения соответствия их Дхарме, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный круг перерождения человека – круг сансары. Акты реинкарнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша означает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Пути достижения абсолюта или мокши: Джняна-марга - “путь знаний”. Предполагает размышления, обретение знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, стремление постичь высшую мудрость Вед. Карма-марга - “путь деяний”, человек должен следовать своей дхарме, исполнять свой долг бескорыстно, не думая о результатах. Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности своему богу, безграничное вверение себя ему. Любовь и Преданность очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию.

Самостоятельные философские школы в Индии формируются приблизительно в VI веке до н.э. Философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные школы Древней Индии. Традиционно выделяется шесть основных систем индийской философии, признающих авторитет Вед. Для описания этих систем используется понятие даршан (взгляд). Шесть даршан: миманса, веданта, санкхъя, йога, ньяя, вайшешика.

1) Миманса сосредоточена на правильном толковании Вед и важности ритуалов описанных в ведах. Миманса рассматривает действие как первичную реальность вселенной. Драхма рассматривается как правильное действие, противопоставляемое созерцанию. Только путем постоянного следования драхме и правильного выполнения ритуала можно попасть на небеса. Отличительная черта мимансы в том, что, будучи учением, цель которого — оправдание ведийского ритуала, миманса уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными признаками. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами.

2) Идеалистическое учение веданты впервые систематически развил Бадараяна. В этом учении были различные оттенки, обусловленные различием в понимании отношения между душой и богом. Наиболее крайними взглядами были: 1) взгляд, согласно которому душа и бог совершенно различны, и 2) взгляд, по которому они совершенно едины. Первое учение защищал Мадхва, второе — Шанкара. Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в мудрость веданты, упражнялся в постоянном размышлении над ее истинами до тех пор, пока он не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа несвободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Будучи системой объективного идеализма, Веданта приводит к мистике, к созерцательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии.

3) С анкхья. Слово санкхья означает «подсчет»: эта система включает 25 категорий бытия, высшей из которых является пуруша (дух), остальные 24 категории являются формами пракрити (материи). признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити. Основатель Санкхьи Капила жил, согласно некоторым источникам, около 600-х годов до н. э. Учение санкхья предполагает два начала: вещественное и духовное. Для объяснения мира исходным санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Первопричина, будучи вещественной, должна вместе с тем быть настолько тонкой и всепроникающей, чтобы были возможны даже самые тонкие порождения, такие, например, как ум. Первопричина не может быть порождена никакой предшествующей ей причиной. Она вечная самопричина, вечная основа всего мира. Все без исключения предметы способны вызывать в нас или удовольствие, или боль, или безразличное состояние. Причиной этих состояний являются три составные части предметов, которые называются Гунами и которые непосредственно не воспринимаются. Из этих трех составных частей состоит не только первичная субстанция — пракрити, но и все вещи мира. Пракрити — причина существования тел, органов чувствования и действия, чувства «Я», ума и интеллекта. Но кроме всего этого существует сознание; оно выше всяких изменений и по своей природе уже нематериально. Все множество предметов реального мира возникает после того, как материальная причина — пракрити — соприкасается с пуруши, или «Я». Происходя от пракрити, ум не вечен, он сложен и представляет собой субъект, возникающий и разрушающийся во времени. Из этого учения о бытии философия санкхья выводит учение о познании. Кроме восприятия и логического вывода санкхья признает источником познания также, и учения («свидетельства») древних священных книг — Вед. Достоверное познание, возникает тогда, когда в интеллекте отражается не предмет, а само сознание, или «Я». Предпосылку этики санкхья составляет убеждение во всеобщей распространенности страдания. Философия санкхья, как и ряд других школ древнеиндийской философии, главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.
4) На уровне практики санкхья получает свое развитие в философии йоги. Йога добавляет двадцать шестую категорию, называемую Бог. Один из важнейших трактаток санкхья-йоги – «Йога сутра» Патанджали. Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

Суть йоги – это достижение гармонии внутри себя и с окружающим миром. Чтобы добиться этой цели необходимы правильные средства. Мудрец Патанджали перечисляет эти средства, называя их восемью членами или ступенями йоги. Ступени йоги

1. Яма — общие этические законы. Законы эти состоят из ряда общих положений:
ахимса — непричинение вреда живым существам. В частности, ахимса нашла свое выражение в вегетарианской диете йогов, которые не употребляют в пищу животных (только яйца и молоко).
сатья - правдивость, отказ, в первую очередь, от самообмана.
астея — не присваивать себе чужого; 1) воровство прямое (вместе с нарушением приходит страх и финансовая нестабильность); воровство косвенное (на уровне ума взял чужое), какое то время прижется восстанавливаться; отдавать причитающееся (плохо: договорились на 15, отдал 10), отдавать долги; какая то часть должна быть отдана на благополучие других существ; например, 2 процента. Избегать «халявы» (человек пытается за счет других что-то сделать). В результате вы чувствуете больше любви и гармонии в отношениях с миром, достигаете особой честности.
апариграха — нестяжательство; не гнаться за ненужными вещами; человек не должен стремиться иметь титулы и вещи, которые не являются абсолютно необходимыми для него, он должен всегда и во всем рассчитывать только на собственные силы.
брахмачарья (брахма – Бог; чар – идти, движение; чарати – идти и радоваться, идти и есть на ходу как корова; то есть идти и питаться Богом; везде чувствовать присутствие Бога; все есть божественное проявление; каждый день продвигаться в направлении света, любви; обратить мирскую жизнь в духовную) — кульминация всех принципов, пик ямы; побочный эфффект - физическое, половое, эмоциональное и интеллектуальное воздержание. Человек для достижения наилучших результатов должен быть способен к соблюдению брахмачарьи в течение длительных периодов (до нескольких месяцев). Часто мы мимикрируем под духовность, но остаются старые приоритеты. Надо себе напоминать этот принцип с чувством любви, служение не для себя, а для Тебя. В возникшем состоянии блаженства никакая грубая вибрация не ввергнет тебя вниз.

2. Нияма — основы личного поведения, строящиеся на самодисциплине. Нияма, в свою очередь, базируется на шести основных принципах:
шауча — внешняя и внутренняя физическая и ментальная чистота; 1) внешняя физическая чистота, прежде всего, в доме; 2) внутренняя физическая чистота, чистота органов, чистое питание, асаны; 3) внешняя ментальная чистота – ограничивать свой ум от внешних ментальных загрязнений (реклама, участие в скандалах и т.п.); 4) внутренняя ментальная чистота – преобразовывать негативные мысли, возникающие из нижних чакр, в позитивные (если раздражение, то мысль «он – мой друг»; если сексуальное влечение, то мысль – «он – мой брат, сестра и т.п.»).
митахара — нужно есть чистую пищу, не рекомендуется употреблять спиртное, чай и кофе;
сантоша — полная удовлетворенность, основа мира и счастья; «у меня два глаза, две руки, две ноги и столько вещей»; обращать внимание на позитивное в своей жизни. Первичное задание: На одно недовольство найдите десять позитивностей для счастья. Даже если умирать через два дня, то о скоро я отправлюсь в путешествие по другим мирам.
свадхьяя — необходимо размышлять о смысле жизни, о своем месте в ней, вести философские беседы со знающими людьми, изучать священные писания; мы направляем основную энергию жизни на пустое.
тапас — нельзя забывать о самоограничении;
ишварапранитхана - нужно постоянно чувствовать, что в жизни всегда есть присутствие высшей силы и высшей мудрости.

3. Асана — положение. Очищение тела (внутреннее и внешнее). Система физических упражнений, называемых асанами лежит в основе технологического алгоритма хатха-йоги. Каждая асана — это особое гимнастическое упражнение, которое при надлежащем выполнении оказывает гармонизирующее и тренирующее воздействие на ткани внутренних органов и опорно-двигательный аппарат.

4. Пранаяма — четвертая ступень восьмиступенчатой системы йоги — управление дыханием через дыхательные упражнения. Пранаяма, в переводе с индийского, значит контроль над праной (жизненной силой). Это раздел дыхательной гимнастики, с помощью которой человек учится осваивать свою биоэнергию. В учении йоги прана считается первичной энергией Вселенной. Она присутствует везде: и в живых организмах, и во всех других объектах материального мира. В теле человека прана циркулирует в определенной системе каналов, которые называются меридианами.

5. Пратьяхара — освобождение ума от влияния чувств, разделение чувства и объекта. На первом этапе Пратьяхары мы словно разрешаем себе мыслить свободно, ни о чем особенно не задумываясь. Постепенно мысли как бы исчезают, и ум успокаивается. На втором этапе мы достигаем отделения чувств от ума.

6. Дхарана — сосредоточение, медитация. Дхарана является следующей ступенью, непосредственно вытекающей из правильной практики Пратьяхары. Концентрация помогает человеку направить внимание на внутренние или внешние объекты, и, как следствие, человек строит в своем информационном поле, очищенном от посторонних образов, энергетические образы объектов, что приводит к полному слиянию энергоструктур человека с энергоструктурами объекта. Человек воспринимает эту информацию преимущественно правым полушарием, он анализирует ее и переводит в свою систему мышления, другими словами, на восприятие через левое полушарие. Таким образом, человек иначе воспринимает окружающий мир, он видит, замечает многие новые грани, которые раньше ускользали от восприятия.

7. Дхияна - созерцание, медитация. Дхияна - продолжение дхараны, которая является неотъемлемой ее частью. Разрозненные проблески сверхчувствительного восприятия сливаются в одно целое, что вызывает целые гаммы ощущений — это состояние Дхияны. Сфера восприятия еще больше расширяется, охватывая бесконечность; человек начинает замечать соотношения и взаимосвязи между пространствами различных уровней.

8. Самадхи — состояние сверхсознания, достигающееся глубоким созерцанием, при котором занимающийся сливается с предметом созерцания. Это медитативное состояние, когда субъект познает объект медитации. Человек сосредоточивает свое внимание на объекте и внутренне объединяется с ним. Объекты медитации бывают как внутренние, так и внешние. Внутренние объекты — это то, из чего состоит человек: внутренние органы, сознание, чакры и т.д. Внешние объекты — это то, что нас окружает: живые существа и предметы. Их объединение означает единство с объектом при помощи концентрации.

Для йогов самадхи также означает «испытать смерть при жизни». Самоосознание человека становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного ни временными рамками человеческой жизни, ни пространственными рамками биологического тела.

5) Ньяя представляет собой философию, наиболее тесно связанную с логикой и направленную на изучение основ познания. Рассматривает вопросы логики, веры в Веды, идею Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует. Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

6) Во многом ее дополняет вайшешика, являющаяся метафизическим учением, направленным на познание сущности реальности. Вайшешика придерживается атомической теории материи, но атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром. Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

Во всех старейших ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что всё в мире происходит по причине взаимодействия пуруши (сознания, духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества (гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.

Неортодоксальные школы индийской философии. К числу неортодокальных относятся чарвака джайнизм

1) «Локаята» можно перевести как «философия людей». Локаята (или чарвака) связана с именем философа-материалиста Чарваки. Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по-видимому, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Представители этой школы полагали, что мир произошел из первоначала, которому присущи четыре «главные» сути: воздух, вода, огонь и земля, из которых и состоит мир. Дерево-, камень- не признаются локаятами в качестве первоначал. По мнению сторонников данной школы, смыл жизни и мира заключается не в страдании, как утверждали буддисты, а в счастье и удовольствиях. Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды (локаяты) – считают, что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы (сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды: 1. Жизнь – страдание 2. причина страданий – неведение, т.е. непонимание истинной природы реальности – изменчивости и взаимозависимости. 3. от страданий можно избавиться путем мудрости, медитации. Нирвана – истинное счастье находится в каждом. 4. Истина Пути.

Буддизм в Индии прошел три стадии развития. К первому этапу относится учение Будды и его непосредственных последователей. Второй этап – хинаяна (малая колесница) – буддизм для монахов. Этот период соответствует времени правления царя Ашоки, который основал буддийское государство, но значительно количество последователей буддизма пришло к мнению, что доктрине хинаяны не хватает эмоциональности. В результате раскола появилась махаяна («большая колесница»), в противоположность «малой колеснице» хинаяны. Учение хинаяны исходит из того, что конечной цели могут достигнуть лишь немногие строгие аскеты. Махаяна считает, что этот путь доступен многим. Махаяна вводит фигуры Бодхисаттв – будущих Будд, которые жертвуют собственным освобождением из сострадания к остальным. Нирвана в буддизме рассматривается как отрешенность от внешнего мира, это затухание всех мыслей, погружение в единое сознание, предшествующее всему сущему. Конечная цель и есть состояние нирваны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: