Структура города и его основные функциональные зоны

Функциональной зоной называется ареал или совокупность ареалов распространения определенной городской функции. Планом функционального зонирования называется проектный план, на котором для каждого территориального элемента (городского квартала) указана функция, под которую он используется.

На территории города формируются более или менее четко выраженные функциональные зоны: селитебные – места проживания населения; промышленные, в которых концентрируется основное число промышленных предприятий; рекреационные – места сосредоточения ценных природных объектов (реки, внутригородские естественные водоемы, лесопарки и т.п.). Как правило, в центре любого города сосредоточены органы власти и управления, учреждения культуры, крупнейшие предприятия торговли, что позволяет выделить его особую функциональную зону.

Селитебная зона составляет примерно половину всей территории города. В зависимости от величины поселения и характера застройки может проектироваться из расчета 80-180 м2 на 1 жителя: из них участки городских общественных зданий и сооружений занимают 15-20%, общегородские озелененные территории – 10-15%, улицы и площади – 15-20%. Оставшиеся 50% приходятся на жилую застройку.

Территория пром зоны в зависимости от характера производства и его вредности требует санитарно-защитных разрывов 50-3000 м, озелененных не менее чем на 40%. Технологические площади и цеха промышленной зоны должны составлять не менее 50% территории, озеленение и резервные участки до 35%, дороги и транспортные сооружения – 10%, административно-общественные - центры 5%.

Складская зона проектируется из расчета 3-5 м2 на 1 жителя, причем под склады должно использоваться не менее 60% территории.

Коммунальная зона включает территорию водозаборов, очистные сооружения, канализации, теплоцентрали, другие головные сооружения систем инженерного оборудования и городского хозяйства, кладбища и др. Размещается в соответствии с нормативным разрывом от селитебных зон.

Зона внешнего транспорта может занимать до 10% территории города. ЖД требует разрыва от селитебной территории не менее 100м, порт – 50 м, АД I и II классов – 200м, аэропорт (в зависимости от класса) – 5-30 км.

Лесопарковые зоны отдыха проектируются из расчета на 1 жителя – 50 м2 в малых и средних городах, 100 м2 в больших городах, 200 м2 в крупных городах. Зоны отдыха входят в пригородные зоны.

С этой позиции можно дифференцировать структурные схемы городов как компактные (центрические), линейные и сетевые. Центрические характеризуют наибольшую поляризацию в освоении пространства и наибольшую компактность связей. Линейные структуры менее компактны и уплотняются по отношению к формирующей их главной транспортной магистрали. Сетевые схемы отражают относительно равномерное освоение территории, однако и в них фиксируются главные центры и оси, что всегда позволяет увидеть элементы первых двух структур.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: