Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
Выделяют пять функций налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную.
Фискальная функция - изъятие средств налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект. Через фискальную функцию реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (военных, социальных, природоохранных и др.).
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента путём концентрирования средств, направляемых затем на решение как производственных, так и социальных проблем. Эта функция предполагает также систему льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли, вкладывая её в развитие производственной и социальной инфраструктуры, в инвестиции. Распределительная функция обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. По другому эту функцию называют социальной, т. к. она состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества.
|
|
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Регулирующая функция подразделяется на три подфункции: 1) стимулирующую; 2) сдерживающую (дестимулирующую), 3) подфункцию воспроизводственного назначения.
1) подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта, изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты, вычеты из налогового оклада и др.
|
|
2) посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов (например, увеличение таможенных пошлин на импортные ввозимые товары).
3) подфункция воспроизводственного назначения реализуется через платежи: за пользование природными ресурсами; в дорожные фонды; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств.
Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (герои России, чернобыльцы и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность. Она отличается от рассмотренной выше стимулирующей подфункции регулирующей функции налогообложения, т.к. трудно представить, что граждане участвуют в боевых действиях, совершая героические поступки для того, чтобы впоследствии иметь налоговые льготы.
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации.
Классификация налогов позволяет при всём их разнообразии установить их различие и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Существуют несколько основных классификаций налогов, в том числе:
1) По способу взимания налогов.
Различают прямые и косвенные налоги:
а) прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Окончательным плательщиком данных налогов является владелец имущества (доходов).
Прямые налоги подразделяются:
- реальные - облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог с владельцев транспортных средств, земельный налог);
- личные - уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (налог на прибыль, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения);
б) косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг. Бремя косвенных налогов несут конечные потребители.
Косвенные налоги подразделяются:
- индивидуальные - облагается строго определенная группа товаров (акциз);
- универсальные - облагаются товары, работы, услуги (НДС).
2) По субъекту налогообложения (налогоплательщику) выделяются:
а) налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
б) налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций). Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения;
|
|
в) смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, налог с владельцев транспортных средств, некоторые таможенные пошлины и др.)
3) По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги. Налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральные налоги и сборы зачисляются в федеральный бюджет и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ, вводимые в действие законами субъектов РФ, и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также форму и отчетность по данному налогу.
Местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований и зачисляются в соответствующий городской (районный) бюджет.
4) По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж. Налоговые платежи можно подразделить на:
а) закрепленные, которые непосредственно и целиком поступают в бюджет;
б) регулирующие (разноуровневые), которые поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. В налоговой системе РФ действуют такие регулирующие налоги, как налог на прибыль предприятий и организаций и налог на доходы физических лиц.
5) По целевой направленности введения налога можно выделить:
а) налоги направленные на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов;
|
|
б) специальные (целевые) налоги. Это налоги, имеющие целевое назначение, они служат источником финансирования проводимых государством мероприятий (на строительство и содержание автомобильных дорог, приобретение автотранспортных средств).
6) Классификация по объекту и источнику обложения образует пять групп:
а) налоги на имущество (на наследство, на имущество предприятий и физических лиц, с владельцев транспортных средств);
б) ресурсные налоги (земельный, лесной, за право пользования недрами, на воду);
в) налоги на доход или прибыль;
г) налоги на действия (финансовые операции, обороты по реализации, НДС, акцизы, таможенные пошлины);
д) прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы (лицензионный и т.д.).
В зависимости от источников уплаты налоги делятся на:
- налоги уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг (НДС, акциз, налог с продаж);
- налоги, относимые на себестоимость продукции, работ, услуг (земельный налог, налог на игорный бизнес);
- налоги, относимые на финансовый результат до налогообложения (налог на имущество предприятий, налог на рекламу);
- налоги, уплачиваемые за счёт чистой прибыли (налог на прибыль, единый налог на вменённый доход).
7) По способу взимания:
а) кадастровый налог, при котором размер взимаемого налога устанавливается на основе специального реестра, содержащего классификацию объекта налога. Для каждого класса объекта приводится индивидуальная ставка налога (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств);
б) декларационный на основе декларации о полученном доходе, при этом способе налог взимается после получения дохода;
в) безналичный (с расчетного счета в банке);
8) Классификация налогов по характеру установления налоговых ставок:
а) прогрессивный налог - такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода;
б) регрессивный налог - такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы;
в) пропорциональный налог - такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода (количественные, раскладочные, разовые, систематические);
г) твердый налог, ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.