Отражение чувств консультанта

Консультирование всегда требует личной эмоциональной вовлеченности в процесс самого консультанта (заметьте не только опыта, прозорливости), поэтому к онсультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие в ситуации консультирования. Их возникновение представляет собой своеобразный резонанс на переживания клиентов. Консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле — это значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям.

Вслушиваясь в свои чувства, консультант может подучить о клиенте много ценной информации. Выражение чувств помогает поддерживать глубокий эмоциональный контакт, в усло­виях которого клиент лучше понимает, как другие люди реагируют на его поведение. Однако консультант должен выражать чувства, только связанные с темой беседы. Иног­да сам клиент жаждет получить информацию о чувствах консультанта. И на весьма частый вопрос: "Я хотел бы уз­нать, как Вы чувствуете себя со мной?" - не нужно спе­шить отвечать. Ha такой вопрос лучше ответить вопросом: "Почему Вы спрашиваете меня об этом?", "Что Вы об этом думаете?". В консультировании всегда более значимы чув­ства клиента, а не консультанта.

То, что является «реальными проблемами» для клиента, может не быть «реальными проблемами» для консультанта, и наоборот. (Вещи, которые беспокоят меня, тебя могут не беспокоить.). Но что действительно (важно во всех разновидностях консультирования, так это терпение, позволяющее консультанту не забегать вперед, и не гадать, пытаясь определить «реальные» проблемы своего клиента. В любом случае эта проблемы должны проявиться и быть выявлены в процессе обсуждения клиентом собственной жизненной ситуации. Вот пример того, что может произойти, если этот принцип не будет соблюдаться:

— Мой отец умер, и я уехал из этого района. Мне было сложно обосноваться на новом месте, и я переходил с работы на работу. Мне всегда было нелегко устроиться на хорошую работу.

— Да, я знаю, как это бывает. Мне самому понадобилось много времени на то, чтобы прийти в себя после смерти отца. Я считаю, что когда умирает кто-то из близких, мы должны быть готовы встретиться с самыми разными чувствами...

— Да нет, все было совсем не так. Я никогда не был особенно близок со своим отцом... На самом деле сложно мне было из-за того, что у меня не было никакого формального образования. Я смог по-настоящему хорошо устроиться лишь после того, как попал в университет.

Способы самораскрытия:

1. Консультант может выражать свои непосредственные реакции по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом "здесь и теперь".

Например: "Иногда, вот как сейчас, мне трудно выбрать, как реагировать на Ваши слова, чтобы это имело смысл для Вас; мне грустно и тревожно, что Вы постоянно спотыкаетесь и занимаетесь самоуничижением" и т.п.

1. Консультант рассказывает о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента.

Правила техники:

Раскрываясь, консультант в любом случае должен быть искренним, спонтанным и эмоциональным.

Рассказ о своих переживаниях не должен отвлекать внимание от клиента или эмоциональное участие д.б. было уместным и служить интересам клиента, а не самого консультанта.

Желанию полнее понять проблемы клиента не должна сопутствовать утрата объективности. Как говорит Storr (1980), "эмпатия без объективности столь же малоценна, как и объективность без эмпатии". Jung (1958) пишет: Чувства невозможно сочетать с оценкой. Нет разницы, высказывается ли оценка или держится при себе, положительная она или отрицательная - нельзя соглашаться с пациентом без всяких возражений — это тоже отдаляет, как и осуждение. Сочувствие проявляется только при беспристрастной объективности".

В самораскрытии очень важен фактор времени —

не следует злоупотреблять откровенностью - не нужно делиться каждым испытанным чувством, возникшим воспоминанием или фантазией. Часто повествование о событиях своего прошлого больше похоже
на псевдораскрытие. не затягивать откровение, чтобы в центре внимания оставался клиент и переживания консультанта не выдвигались на первый план.

надо уловить соответствующий момент + Техника самораскрытия используется лишь при наличии хорошего контакта с клиентами, как правило, на поздних стадиях консультирования. Скрытность особенно актуальна в начале консультирования, когда клиент чувствует себя тревожно и не доверяет ни себе, ни консультанту. Откровенность консультанта может увеличить тревогу клиента и недоверие к консультанту.

Критика техники:

В течение многих лет преобладала точка зрения, что консультант не должен поддаваться искушению раскрывать свою личность перед клиентом. Почему?

1. Когда клиент слишком много знает о консультанте, он значительно меньше фантазирует о нем, и консультант теряет важный источник информации о клиенте. Например, некоторые клиенты стремятся узнать, женат он (замужем она) или нет. Вместо ответа на этот вопрос консультант должен поинтересоваться, какое имеет значение для клиента, женат или неженат консультант.

2. Вторая причина, по которой не рекомендуется раскрываться перед клиентами, состоит в
том, что откровенность подразумевает разделение своих проблем с клиентами, что антитерапевтично. Рассказывая о себе клиенту, консультант чаще всего просто добивается, чтобы клиент его лучше понял и "принял". Однако перед консультантом стоит противоположная задача — понять клиента.

Конечно, в приведенных аргументах содержится доля правды. Тем не менее представители экзистенциально-гуманистической ориентации трактуют откровенность консультанта как важный аспект современного консультирования и психотерапии, их главные аргументы

1. Помогает сложиться, искренним отношениям между консультантом и клиентом, увеличивает взаимное доверие.

2. Спускаясь с высокого пьедестала анонимности, консультант придает смелости клиентам в раскрытии значимых событий, Иначе говоря, откровенность вызывает откровенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: