Характеристика второй стадии консультирования

Три задачи перед консультантом на второй стадии консультирования:

1. Получение информации о клиенте;

2. Работа над прояснением проблемы

3. Побуждение клиента к самоанализу, углубление – чтобы клиент перешел от пересказа событий к исследованию своих чувств и установок, стоящих за этими чувствами.

Рассказ клиента содержит жалобу, самодиагноз, проблему, запрос:

Жалоба - по В.В.Столину имеет - субъективный локус (на кого-то) – (на себя, супруга, ребенка, начальника, себя и др. -семейную ситуацию в целом) и

объективный локус (на что-то) - (на симптомы - энурез, страхи, бессоница, на ролевое поведение (матери, супруга, коллеги, друга), на индивидуальные особенности (характер, темперамент (нетерпеливость, медлительность), способности и др.), на психол. контакт, ситуацию (потеря близости, понимания), на поведение (соответствие/несоответствие нормам), на объективные трудности (потеря работы, трудности с жильем).

Самодиагноз - собственное объяснение клиентом природы, причины своих проблем, затруднений:

злая воля - негативные намерения к-л, психич. аномалия, органич. дефект, генетическая запрограммированность, индивидуальное своеобразие (напр. – высокий уровень притязания, когда нет молодого человека), собственные неверные действия, своя личностная недостаточность, влияние других (родителей, неблагоприятной ситуации (развод)).

Проблема - это то, что клиент хотел бы, но не может изменить, в чем испытывает трудность, необходимость психол. помощи:

Не уверен, но хочу быть уверенным, не умею, но хочу уметь, научиться (терпеть, влиять, заставлять, гасить конфликт, быть спокойным), не понимаю, хочу понять, не знаю, что делать, хочу знать, знаю как, но не могу сделать, мне нужны дополнительные стимулы, не знаю причин, хочу знать, не понимаю, что хочу.

Запрос - это конкретизация ожидаемой помощи, какая именно ожидается помощь от консультации, просьба к консультанту.

Запрос обычно непосредственно связан по смыслу с проблемой (напр., не умею – научите – здесь запрос состоит в обучении навыкам). Связь проблемы и запроса может быть сложнее. (я страдаю – помогите вернуть мужа). Задача консультанта – помочь сформулировать реальный запрос к себе

Разновидности запроса:

1). просьба об эмоциональной поддержке – помогите мне это пережить;

2). об оценке - я прав или нет, мое решение правильно?, я хороший?

3) о содействии в анализе ситуации, проблемы - я не уверен, что правильно понимаю; не могу разобраться; ничего не пониманию;

4). о помощи в выработке позиции, принятии решения;

5). о содействии в анализе себя – помогите разобраться в себе, понять себя;

6). об оказании влияния на кого-то, изменении кого-то;

7). об информации - что известно об этом;

8). об обучении навыкам - обучите как

Иногда клиент сам выделяет проблемную ситуацию, четко формулирует запрос, присутствует адекватная ориентация клиента - тогда вторая фаза второй стадии очень короткая

Столь легкий путь - явление редкое, часто консультант проделывает следующую работу:

1) работа с дефектами сообщений клиента (Дж.Гриндер, Р.Бэндлер Структура магии. С-П, 1993):

n с опущениями в речи - Консультант должен уметь замечать и восстанавливать опущения в речи - путем конкретных уточняющих вопросов

Примеры - Я боюсь (кого, что - пауков), Он всегда разговаривает так, будто сердится (со мной или на меня), Мне трудно рассказывать (вообще или консультанту, когда, о чем-то именно - вам, о своих надеждах измениться), Я не люблю непонятных людей (это какие, не понятных в чем, кому, для кого - людей, которые непонятны мне в своих желаниях, оценках).

n с генерализацией (формируется у клиента на основе негативного опыта, необходимо ее растворить путем конкретизации)

Пример - женщины меня не любят (какие именно женщины, о ком конкретно вы говорите (о жене)

n с искажениями - выявлять пресуппозиции (это более глубокое содержание) и предъявить их клиенту

Пример - мой сын становится таким же лентяем, как мой муж, консультант за истинное предложение должен принять - мой муж – лентяй, далее уточнять: ваш муж – лентяй, каким образом ваш муж проявляет свою лень.

2) работает со скрытым содержанием

Жалоба, самодиагноз, проблема, запрос могут иметь явное и скрытое содержание.

Иногда содержат только явное содержание, но чаще еще и скрытое, Задача консультанта - должен попытаться перевести скрытое содержание в явное уже при первой встрече.

Скрытое содержание – это не бессознательное, а недоговоренное, поэтому реакция клиентов на его прояснение как правило положительная, не вызывает сильного сопротивления.

Жалоба явная - на ребенка, а срытое содержание - на отца - нет активного участия в воспитании.

Самодиагноз - явно я сам виноват, а невербальные моменты говорят об обвинении мужа, родителей, т.е. они причина моих бед.

проблема - явная - хочу знать, срыто - хочу уметь,

запрос - явный - разобраться что делать, когда он изменяет, скрытый - помогите мне его удержать или послать.

Вторая стадия заканчивается однозначным формулированием проблемы и запроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: