Тема: методы исследований, применяемые в гигиене. Организация учебно-исследовательской работы студентов (УИРС). ТБ на кафедре

Актуальность темы.

Организм человека подвергается воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды. Это, прежде всего, факторы окружающей, в том числе и производственной среды (химические, физические, биологические, психофизиологические), а также социально-экономические условия жизни.

Изучение влияния условий жизни на здоровье населения, разработка мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению и сохранению здоровья требуют от врача умений оценивать действие указанных факторов на организм человека. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть важность комплексного изучения влияния факторов окружающей среды и необходимость применения, кроме гигиенических методов исследования, широкого арсенала методов исследования и других наук.

Врач должен уметь выбрать адекватные методы исследований как факторов окружающей среды, так и реакций организма на их воздействие, оценить полученные результаты и обосновать конкретные мероприятия по устранению возможного вредного воздействия окружающей среды.

Поэтому знание методов исследования необходимо в практической деятельности врача, а именно при проведении профилактических мероприятий среди населения.

Цель общая: уметь использовать наиболее распространенные методы исследований факторов окружающей среды и реакций организма на их воздействие. Уметь определить порядок выполнения учебно-исследовательской работы (УИРС).

Конкретные цели: Цели исходного уровня знаний-умений:
1. Определять необходимость оценки взаимодействия организма и окружающей среды для сохранения здоровья человека. 2. Выбрать адекватные методы для гигиенической оценки окружающей среды. 3. Выбрать адекватные методы исследований для оценки реакций организма на воздействие факторов окружающей среды. 4. Выбрать приборы для проведения гигиенических исследований. 5. Уметь определить порядок выполнения УИРС. 1. Уметь применять физические методы исследований для изучения факторов окружающей среды (кафедра биофизики). 2. Уметь применять бактериологические методы исследований (кафедра микробиологии). 3. Уметь применять физиологические методы исследований АД, ЧСС и др. (кафедра физиологии). 4. Уметь применять химические методы исследований (кафедра химии).

Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.

Задание 1.

При проведении медицинского осмотра у шахтеров необходимо оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Какие физиологические показатели следует определить?

1. Частота дыхания.

2. ЧСС.

3. Температура тела.

4. Температура кожи.

5. Спирометрия.

Задание 2.

С целью профилактики внутрибольничных инфекций в палате новорожденных проведено обеззараживание воздуха.

Укажите метод оценки эффективности санации воздуха.

1. Химический.

2. Описательный.

3. Бактериологический.

4. Биохимический.

5. Экспериментальный.

Задание 3.

В учебной мастерской ПТУ проводятся сварочные работы. В связи с этим необходимо оценить условия труда подростков.

Выберите метод исследования для оценки воздушной среды.

1. Физический.

2. Химический.

3. Клинико-биохимический.

4. Экспериментальный.

5. Санитарно-статистический.

Задание 4.

После употребления молока в школьной столовой у ряда учеников появились диспепсические расстройства.

Какие исследования необходимо провести для оценки качества молока?

1. Бактериологические.

2. Органолептические.

3. Физические.

4. Вирусологические.

5. Гельминтологические.

Задание 5.

В учебной комнате для черчения необходимо измерить освещенность.

Выберите метод для оценки освещенности.

1. Влагометрия.

2. Люксметрия.

3. Актинометрия.

4. Психрометрия.

5. Анемометрия.

Эталоны ответов на задания контроля исходного уровня. Задание 1-2, задание 2-3. Остальные задания решите самостоятельно.

Информацию, необходимую для формирования исходного уровня знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1999. - С. 15-17.

2. Агапов Б.Т. Лабораторный практикум по физике. - М.: Высшая школа, 1992. - С. 81-86, 136-143, 223-228, 233-343.

3. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека: Учебник. - М.: Медицина, 1998. - С. 9-14.

4. Ярыгина В.Н. Биология. - М.: Высшая школа, 1999. – т. 2. - С. 218-221.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: