Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности

Сферами деятельности социального педагога являются: социально-педагогическая; правозащитная; культурно-просветительская; организационно-управленческая; методическая; пропагандистская; исследовательская.

Профессиональная деятельность социального педагога направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах. Согласно государственному образовательному стандарту, социальный педагог:

· владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;

· соблюдает права и свободы обучающихся;

· владеет умениями психолого-педагогической диагностики;

· знает основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства;

· знает основы охраны прав несовершеннолетних;

· знает теорию и методику диагностики личности и ее микросреды;

· владеет инструментарием индивидуальной и групповой коммуникации, психолого-педагогического консультирования;

· осуществляет выбор педагогических технологий, приемлемых и результативных в организации социального воспитания детей и подростков;

· умеет выявлять интересы и потребности детей и подростков, создавать условия для развития их талантов, умственных и физических способностей;

· умеет диагностировать девиантность поведенческих проявлений детей и проводить коррекцию диагностических отклонений в поведении и обучении детей;

· умеет организовать практико-ориентированную деятельность детей и подростков;

· умеет взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб и др. в оказании помощи детям и подросткам.

Социальный педагог должен отдавать себе отчет в том:

· как понимать и оценивать себя и своего учащегося в конфликтах;

· каковы стратегии и тактики деятельности в напряженных ситуациях;

· каковы особенности подростковых конфликтов;

· какова специфика преодоления конфликтов с администрацией, учителями, учащимися;

· каковы особенности конфликтов с агрессивными подростками;

· как можно управлять конфликтной ситуацией;

· каким должно быть поведение руководителя при конфликтах;

· как управлять психическими состояниями лиц с повышенным уровнем тревожности.

Социальный педагог – эта новая профессия. Соединяя в себе разные характеристики педагогической деятельности, он профессионально действует в специфических условиях макросоциума. В этой связи уместно привести слова А.С.Макаренко о том, что “человек не воспитывается по частям”.

Социальный педагог воздействуют не на одну сторону личности, а способствует ее целостному формированию, становлению ее системных качеств и новообразований. Опираясь на тенденции мирового цивилизованного процесса, учитывая национальные традиции, совместную социально-культурную ситуацию, он призван сформировать у растущего человека культуру жизненного самоопределения, готовность решать проблемы, стоящие сегодня перед обществом, устремленность в будущее и ответственность за него, конкретную и экономическую зависимость личности.

Какова сумма профессионально-личностных характеристик, определяющих практическую готовность социальных педагогов к разрешению конфликтов среди подростков в учебном коллективе? Для ответа на этот вопрос мы обратились к моделированию.

Под моделью понимают такую систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте. Модель выступает как некоторый единичный объект независимо от того, существует ли он реально или является им только в воображении. Общее свойство всех моделей составляет их способность так или иначе отображать действительность. Являясь средством выделения и обобщения изучаемых сторон объекта, модель выполняет анализирующие и синтезирующие функции. С их помощью объект изучается поэлементно, а затем объединяется из разрозненных данных в единое целое на основе закономерностей и логического рассуждения.

Как представитель педагогической профессии, социальный педагог – это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. Наконец, это человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно (В.А.Сухомлинский).

Интегральной и стержневой чертой личности социального педагога является профессиональная направленность, в основе которой лежит иерархическая система доминирующих мотивов педагогической деятельности. С некоторыми оговорками можно сказать, что формирование мотивов есть формирование самой личности (А.Н.Леонтьев).

К базовым основаниям личности социального педагога относится его креативность. Педагогическое творчество, пишет Н.В.Кузьмина, – это процесс решения постоянно возникающих проблем, бесчисленного ряда педагогических задач, подчиненных общей конечной цели – формированию личности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: