Социальный педагог в школе

Сегодня еще не во всех школах имеется завуч по социальной работе, чаще всего это завуч по воспитательной работе; недавно стали появляться должности школьного социального педагога, валеолога – специалиста по охране здоровья, социального педагога – дефектолога.

Но даже и те появившееся должности не знают с чего начать свою работу, каковы их функции, задачи, цели работы и т.д.

Социальный педагог должен иметь обязательно высшее педагогическое образование. Быть квалифицированным специалистом, который очень хорошо разбирается в разных проблемах.

В различных странах существует два подхода к его работе. Социальный педагог сотрудничает со школой или он является ее штатным работником.

Сотрудничая со школой социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещения учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми и т.д. Чтобы помочь ребенку или семье он привлекает к работе разных специалистов: юриста, врача, работников милиции, нарколога, дефектолога и т.д. После подключения к работе таких специалистов, после их заключений он составляет общую картину сложившейся ситуации и пути выхода из нее (Ю.В.Василькова).

В Москве, к сожалению, нельзя еще сказать о том, что деятельность социальных педагогов достигла определенных результатов и определенного уровня. Не хватает специалистов по социальной сфере, а если такие находятся, то не точно понимают чем они должны заниматься. Материальная сторона также играет большое значение. Объем работы очень большой, заработная плата не оправдывает затраченных на такую работу усилий. Но говорить так однозначно было бы не очень тактично, потому что существуют люди очень любящие свое дело, отдающие все свои силы ему и получающие от работы удовольствие: от того, что ты помог кому-то хоть не много.

Личность социального педагога очень многогранна, ее влияние на личность ребенка огромно. Он должен уметь осознавать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, владеть существующими методами общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками; заинтересованность в своем деле; владение разнообразными методиками, уверенность в своих силах; упор в своей работе на положительное подкрепление, личный пример; умение выходить из разных проблемных ситуаций; отношение строить на доверительности, взаимопонимании; умение слушать и слышать, самоконтроль, самоанализ; владение педагогической техникой и педагогическим мастерством; быть прекрасным организатором; знать и умело применять разные нормативно-законодательные акты: постановления, указы, приказы, законы, кодексы, права и обязанности детей; выступать в роли адвоката для своих воспитанников, коммуникабельность, смекалка, выдержка и конечно.

Школа – это институт, основывающийся на морально-этических принципах, поэтому в первую очередь это касается вопросов дисциплины. Поэтому на данном этапе социальный педагог должен научить общаться детей без конфликтов. Если конфликт уже произошел, значит уметь выявить причину по которой произошел конфликт, участников, и на основании этого правильно скорректировать дальнейшую работу по разрешению конфликта (Ю.В.Василькова).

В отличие от учителя-предметника, классного руководителя и т.д. социальный педагог является посредником между ребенком и его окружающей средой (социумом); личность в среде, социализация личности – вот главная задача в работе социального педагога школы, а также взаимодействие его с родителями, учителями, на посредничество между ребенком и обществом, государственными и общественными организациями. Он постоянно находится в кругу детей общаясь с ними, помогая им, организуя их, направляя их и т.д.

Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние среды, школы и сверстников, чтобы направить его на верный жизненный путь, реализовать себя как личность.

Социальный педагог также решает вопросы подготовки и оформления опеки и попечительства; а также вопросы беженцев, мигрантов, брошенных детей, сирот, вынужденных переселенцев, детей военнослужащих. В связи с последними криминальными событиями многие дети остались без семьи и крова, одежды, еды, предметов первой необходимости и т.д.

Очень часто возникает ситуация недоверия и непонимания учителя и ученика (подростка). Запреты, осуждения, высмеивание, угрозы, упреки со стороны учителя не всегда адекватно воспринимаются учеником, порой сильно ранят его душу. Учитывая возраст подростков следует помнить, что эти дети стремясь утвердиться, занимают позицию изолированности, стараются отгородиться ото всех. Другие оказывают сопротивление требованиям коллектива класса, школы; третьи демонстративно игнорируют эти требования, четвертые настроены очень агрессивно. Из-за этого происходят пропуски уроков, нежелание учиться, развивается педагогическая запущенность, возникают конфликты в семье, это ведет к отсутствию эмоционального контакта в семье. Все это может привести к асоциальному поведению подростков, их дезадаптации школьной и социальной, к различным мелким нарушениям: кражам, воровству, хулиганству, уходу из дома, прибегание к наркотикам, как выходу из этой ситуации и для удобного времяпровождения (Б.З.Вульфов).

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой и общественностью округа. Он информирует педагогический коллектив школы о каждой социальной проблеме, которую необходимо решить. Координирует работу в составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы, он помогает устроить их в другое учебное заведение или место по назначению; помогает адаптироваться в новом коллективе.

Контролирует получение для детей из малообеспеченных, многодетных семей и т.д. определенных льгот: книги, предметы первой необходимости, бесплатные школьные завтраки, обеды, приобретение необходимой одежды, транспортные расходы, посещение бесплатно концертов, театров, выставок и т.д.

Социальный педагог становится организатором внеклассной и внешкольной жизни школьников, участвует с ребятами в разных культурных мероприятиях школы: организация досуга, поздравления выпускников школы, первоклассников, посещение различных культурных мест: спортивных соревнований, театров, кино, цирка, выставок, слетов, приглашение в школу ветеранов разных войн своего района, организуя для них концерт, поздравление, чаепитие; организовать награждение отличных учеников по учебе, дисциплине, принимающих активное участие в жизнедеятельности школы; проведение викторин, конкурсов, деловых игр и т.д.

Посещения ребенка на дому: поведение в семье, посещение внешкольных занятий, его интересы, увлечения, обязанности по дому, общение с друзьями, сверстниками и т.д. Когда это случается социальному педагогу надо бить тревогу и искать верный путь решения этих жутких ситуаций. Необходимое привлечение к разрешению проблем директора, завуча, классного руководителя, семьи, инспектора по делам несовершеннолетних, других разных специалистов для возвращения ребенка в школу и принятия мер по профилактике и коррекции его дальнейшего поведения.

Общеобразовательная школа должна пересмотреть свою учебную, воспитательную и социальную роль, выдвинув на первый план социальные функции (Б.З.Вульфов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: