Глава 4. Технологии и практические методики для работы социального педагога с подростками

Понятие технологии прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия и стало своеобразным регулятивом научного и практического мышления. Его регулятивное воздействие состоит в том, что оно побуждает исследователей и практиков во всех сферах, в том числе в области социальной педагогики: 1) находить основания результативности деятельности; 2) мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать требуемый результат; 3) строить деятельность на интенсивной, т.е. максимально научной, а не на экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов; 4) уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью предотвращения ее коррекции по ходу исполнения; 5) использовать во все возрастающей степени новейшие информационные средства, максимально автоматизировать рутинные операции и т.п. Иными словами, технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, это означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости педагогического процесса. Технология – стиль современного научно-практического мышления.

Понятие технологии отражает направленность прикладных исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности, инструментальности, технической вооруженности. Отличие педагогических технологий от других обусловлено спецификой предметной области.

Социальные же технологии обычно понимаются в двух аспектах. Во-первых, их можно трактовать как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело прежде всего с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми надо понимать социальные явления и процессы. Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями, по своему содержанию.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по разным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. Она базируется как на дифференциации объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия в целях их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Выделяют социальные технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям.

Нас интересуют социальные технологии разрешения конфликтов, связанные с социальными технологиями согласия. Здесь важно учитывать внутреннюю структуру этих технологий, выступающих своеобразными способами снятия напряженности, решения проблем, выбор стратегий поведения в конфликте, выбор способов разрешения возникшей конфликтной ситуации и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: