Технология – это педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты.
С нашей точки зрения, педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса.
В качестве критериев того, что социально-педагогическая деятельность протекает на технологическом уровне, могут быть выделены следующие:
наличие четко и диагностично заданной цели, т.е. корректно измеримого представления понятий, операций, деятельности воспитанников как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;
представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;
наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определенных этапов педагогического процесса;
|
|
указание способов взаимодействия участников педагогического процесса на каждом этапе, а также их взаимодействие с информационной техникой;
мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и студентов, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
указание границ алгоритмической и творческой деятельности, допустимого отступления от единообразных правил;
применение в педагогическом процессе новейших средств и способов информации.
Стратегию современного педагогического образования составляют развитие и саморазвитие личности специалиста, способного не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле. Эта стратегия воплощается в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса высшей педагогической школы на приоритет таких технологий, в основу которых положен диалогический подход, определяющий субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свобод участников педагогического процесса, самоактуализацию и самоопределение личности будущего специалиста. Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции преподавателя и субординизированной позиции студента в личностно равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что преподаватель не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует студента к общему и профессиональному развитию, создает условия для его самодвижения.
|
|
Мера эффективности личностно-ориентированных педагогических технологий существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек в его многообразной субъектности и субъективности, как учтены его профессионально-психологические особенности, каковы перспективы их развития или угасания.
Существуют следующие тенденции развития образовательного процесса, выводящие его на технологический уровень:
возрастание диагностичности (измеримости) в постановке образовательных целей, оценке результатов обучения, воспитания и развития;
переход от экстенсивной к интенсивной организации обучения, т.е. к достижению высших результатов на основе использования новейших достижений дидактики, психологии, информатики;
возрастание наукоемкости проектов и моделей учебной деятельности студента, основанных на моделировании профессиональных ситуаций, овладении профессиональным опытом в условиях имитации деловой игры.
Изучение массового опыта высшей школы позволяет уже сегодня выделить ряд тенденций развития образовательных технологий: возрастание диагностичности, интенсивности, социально-игровой контекстности, диалогичности, моделирование профессиональных ситуаций, проектирование дидактических функций в единстве с коммуникативными и личностно-смысловыми, модульность, межпредметность, субъективность и избирательность, повышение роли творческой индивидуальности педагога.
К числу базовых технологий профессиональной подготовки студентов относится технология контекстного обучения сущностной характеристикой такого обучения является последовательное моделирование всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых), предметного и социального содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности с помощью трех типов взаимосвязанных моделей: семиотической, имитационной и социальной. В своей совокупности они представляют собой динамическую модель перехода студентов от учебной к профессиональной деятельности.
Активизации учебного процесса способствуют фронтальные, коллективные, групповые и диадические, коммуникативные ситуации. Весьма перспективной в плане педагогической эффективности представляется технология открытых систем интенсивного обучения. В высшей школе получают признание информационные технологии на базе персональных компьютеров. В условиях единой информационной среды происходит естественное объединение понятийного аппарата, что позволяет глубже усваивать материал, видеть его во всех связях и зависимостях.
В нашем исследовании нашли применение адаптивные и системно-моделирующие и технологии подготовки студентов к разрешению конфликтов среди подростков в учебном коллективе.