double arrow

Доходы и расходы бюджета, их структура в экономическом росте производства. Дефицит и профицит бюджета. Способы финансирования бюджетного дефицита

Государственный бюджет - это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

§ Налоги на доходы юридических и физических лиц

§ Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

§ Поступление косвенных налогов и акцизов

§ Пошлины и неналоговые сборы

§ Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

§ Промышленность

§ Социальная политика

§ Сельское хозяйство

§ Государственного управление

§ Международная деятельность

§ Оборона

§ Правоохранительная деятельность

§ Наука

§ Здравоохранение

Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

§ выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

§ выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

§ финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Дефицит госбюджета - показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.




Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

§ реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

§ реструктуризация государственного внешнего долга;

§ усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

§ сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

§ упорядочение действующей системы социальных льгот.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.



Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ - К > РБ - ОГД, где:

§ ДБ - доходы госбюджета;

§ К - кредиты и займы;

§ РБ - расходы госбюджета;

§ ОГД - обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

§ сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

§ предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

§ увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:1. Внутренние источники, а именно:

§ кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

§ государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

§ государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

§ кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.







Сейчас читают про: