Вопросы и задания для проверки знаний по данной теме

1. Почему необходимы дополнительные научные исследования при масштабном переходе от лабораторных установок к промышленным?

2. На какой опытной установке можно оценить экологические последствия от внедрения предлагаемой технологии производства химического продукта?

Тема «Охрана интеллектуальной собственности»

Основное содержание темы: основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации (РФ) в области интеллектуальной собственности, определения изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, произведений науки, литературы и искусства, алгоритмов, программ для ЭВМ, баз данных, фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания; патенты; понятия о лицензионных соглашениях, лицензиарах и лицензиатах.

Для изучения данной темы можно рекомендовать [1, 16-18], а также периодический журнал «Интеллектуальная собственность».

Вопросы и задания для проверки знаний по данной теме

1. Какие принципиальные различия существуют между изобретением и полезной моделью?

2. Как оформить заявку для получения патента на изобретение?

3. Может ли студент стать владельцем интеллектуальной собственности и как он может ее продать?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

1. Сформулируйте цели и задачи аналитического обзора.

2. Сформулируйте тему, цель и задачи научного исследования, которое может иметь практическое значение. Опишите порядок поиска патентной информации по данной теме применительно к информационным ресурсам, имеющимся в Вашем распоряжении.

3. Приведите примеры, иллюстрирующие известные Вам рекомендации по представлению результатов исследований в графическом виде (в виде рисунков, диаграмм, номограмм и др.).

4. Проведите несколько раз измерения роста Вашего тела. Приведите единичные и конечный результаты измерения.

5. Изучите влияние времени на рост Вашего тела. Докажите или опровергните методом корреляционного анализа влияние времени на рост Вашего тела.

Вариант 2

1. Сформулируйте цели, задачи и приведите пример практического применения дисперсионного анализа в научных исследованиях. Укажите достоинства и недостатки дисперсионного анализа. Напишите уравнение любой химической реакции. Определите один фактор, который теоретически может влиять на скорость данной реакции. Постройте матрицу плана четырехуровневого однофакторного эксперимента с трехкратным повторением опытов (с кодированными и натуральными значениями фактора), результаты которого можно оценить дисперсионным анализом.

2. Сформулируйте тему, цель и задачи научного исследования, которое может иметь практическое значение. Опишите известные Вам правила поиска научно-технической информации по данной теме.

3. Дайте определение систематических ошибок измерения, приведите принципы их классификации. Опишите суть методов уменьшения и исключения систематических ошибок измерения, в том числе методов релятивизации и рандомизации. Приведите практические примеры, иллюстрирующие методики оценки систематических ошибок измерения. Когда можно не учитывать величину систематической ошибки измерения при анализе результатов научного исследования?

4. Проведите измерения размера талии Вашего тела и талии тела другого человека. Приведите единичные и конечный результаты измерения. Докажите методом математической статистики наличие различий в средних арифметических значениях размеров талий у двух человек.

5. Изучите влияние времени суток на размер талии Вашего тела. Докажите или опровергните методом дисперсионного анализа влияние времени суток на размер талии Вашего тела.

Вариант 3

1. Опишите предполагаемые действия, необходимые для получения Вами в России ученой степени кандидата наук.

2. Сформулируйте цели, задачи и приведите пример практического применения корреляционного анализа в научных исследованиях. Укажите достоинства и недостатки корреляционного анализа. Сформулируйте теоретические требования при планировании экспериментов для проведения корреляционного анализа результатов, полученных в эксперименте.

3. Опишите известные Вам принципы систематизации научно-технической информации.

4. Напишите уравнение любой химической реакции. Определите один фактор, который теоретически может влиять на количество основного продукта данной реакции. Постройте матрицу плана пятиуровневого эксперимента с двукратным повторением опытов с натуральными значениями фактора, пригодного для проведения классического регрессионного анализа полученных в эксперименте результатов.

5. В лабораториях трех организаций провели измерение рН одной и той же пробы водопроводной воды. Получены следующие результаты:

Номер организации Результаты единичных измерений рН воды
  5,8; 5,2; 5,4; 5,3; 5,5
  5,5; 5,1; 5,0; 5,3; 5,0
  5,4; 5,1; 5,0; 5,7; 5,0

Оцените случайные ошибки измерений и с вероятностью 0,95 наличие грубых ошибок в приведенных единичных результатах измерений. Можно ли считать одинаковыми случайные ошибки измерений у трех лабораторий?

Вариант 4

1. Сформулируйте тему, цель и задачи научного исследования, которое может иметь практическое значение. Приведите предполагаемые объем и источники финансирования данного научного исследования.

2. Сформулируйте цели, задачи и приведите пример практического применения регрессионного анализа в научных исследованиях. Приведите порядок проведения этапов классического регрессионного анализа. Укажите достоинства и недостатки классического регрессионного анализа. Сформулируйте теоретические требования при планировании экспериментов для проведения классического регрессионного анализа полученных в эксперименте результатов.

3. Проведите измерения массы Вашего тела. Рассчитайте параметры, необходимые для характеристики случайных ошибок полученных результатов измерений.

4. Напишите уравнение любой химической реакции. Определите фактор, который теоретически может влиять на скорость данной реакции. Составьте лабораторную методику исследования влияния этого фактора на скорость химической реакции.

5. Приведите конечный результат измерения роста Вашего тела.

Вариант 5

1. Выясните, с какой целью и какие научные исследования выполняются или необходимы предприятию для улучшения результатов его работы?

2. Дайте определение точности и воспроизводимости измерений. Какие параметры результатов измерений необходимы для оценки точности и воспроизводимости? Измерьте несколько раз длину любой Вашей вещи (книги, карандаша, стола, тетради и др.) с помощью линейки и какого-нибудь другого средства измерения длины. Оцените точность и воспроизводимость измерений двумя средствами измерений.

3. Сформулируйте цели, задачи, достоинства и недостатки дисперсионного анализа. В чем заключается различие таких методов дисперсионного анализа, как однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ.

4. Заводом резино-технических изделий выпущено 5 партий резины на базе одного вида каучука. При изготовлении резины в эти партии было добавлено различное количество пластификатора. В лаборатории завода была определена степень набухания резины в бензине и получены следующие данные:

Количество введенного пластификатора j, % объемн.       4,6 4,6 4,6 5,7 5,7 5,7 6,2 6,2 6,2 8,2 8,2 8,2
Степень набухания в бензине J, % мас. 101,3 102,1 101,5 110,8 111,0 111,2 132,0 130,8 131,3 135,3 137,1 135,9 149,1 150,1 149,7

Проанализируйте полученные данные. Методом классического линейного регрессионного анализа докажите или опровергните влияние количества пластификатора на степень набухания резины.

5. Приведите единичные и конечные результаты измерения длины любого предмета и рассчитайте общую абсолютную и относительную погрешности измерения для доверительной вероятности 0,95 и 0,80.

Вариант 6

1. Выясните, какие научные исследования необходимо выполнить в интересах жителей Вашего населенного пункта. С чего бы Вы начали выполнять одно из этих научных исследований?

2. В чем различия ошибок прямых и косвенных измерений? Измерьте в нескольких местах с помощью любого средства измерения длину окружности цилиндрического предмета (стакана, вазы, мензурки, бутыли и др.). Оцените полученные ошибки измерения длины окружности.

3. Сформулируйте цели, условия и задачи математического планирования эксперимента в научных исследованиях. Опишите применение принципа «черного ящика» для регрессионного анализа.

4. Проследите в течение нескольких дней или недель за изменением курса двух иностранных валют по отношению к рублю (например, курс доллара США и евро). Проведите корреляционный анализ полученных результатов и сделайте окончательные выводы из данного анализа.

5. Определите возраст в полных годах и месяцах у пяти любых студентов Вашей группы. Рассчитайте среднее арифметическое значение возраста студентов группы по полученной выборке из пяти человек (n=5) и по случайной выборке из трех человек (n=3). Какая из выборок при оценке среднего возраста студентов группы является более представительной?

Вариант 7

1. Какие возможные ошибки измерений, причины их появления и способы устранения Вам известны?

2. Вам необходимо составить аналитический обзор к курсовому проекту по теме «Полимерные материалы для упаковки пищевых продуктов». Опишите Ваши конкретные действия по составлению аналитического обзора. Приведите примеры оформления списка следующих использованных источников:

- книги (одного автора и коллектива авторов);

- статьи из журнала;

- монографии;

- патента;

- ссылки Интернет.

3. Опишите необходимые действия для получения Вами ученой степени доктора наук.

4. Поинтересуйтесь, какова цена одного и того же продукта в двух магазинах Вашего населенного пункта? Понаблюдайте, как она изменится через один, два и три месяца? Используя возможности дисперсионного анализа оцените влияние временного фактора на цену продукта.

5. Лаборантом заводской лаборатории были проанализированы пробы воздуха рабочей зоны одного из цехов и выявлены следующие концентрации формальдегида в воздухе: 0.35 мг/м3; 0.40 мг/ м3; 0.33 мг/ м3; 0.29 мг/ м3; 0.37 мг/ м3.

Сотрудником Роспотребнадзора при контрольной проверке предприятия через 3 дня был получен другой ряд значений концентрации формальдегида: 0.41 мг/ м3; 0.37 мг/ м3; 0.43 мг/ м3; 0.45 мг/ м3; 0.39 мг/ м3.

Используя методы математической статистики, сделайте вывод о совпадении или несовпадении результатов анализа, полученных лаборантом и сотрудником Роспотребнадзора.

Вариант 8

1. Необходимость и цели опытно-конструкторских работ.

2. Опишите возможные способы поиска научно-технической информации средствами ИНТЕРНЕТ.

3. Необходимо оценить количественную зависимость выхода сахаров при гидролизе древесных отходов от температуры и концентрации катализатора. Используйте для этого метод математического планирования эксперимента для проведения регрессионного анализа и составьте матрицу линейного плана полного двухуровневого факторного эксперимента с кодированными значениями факторов.

4. Проведите регрессионный анализ с использованием линейной модели процесса следующих результатов эксперимента:

Время реакции, мин.                              
Среднее арифметическое значение выхода продукта, % мас.                              

В эксперименте каждый опыт повторялся дважды при одном времени реакции. Средняя дисперсия воспроизводимости всех опытов эксперимента при определении выхода продукта равна 1(% мас.)2 при ее степени свободы f = 15.

5. Округлите следующие числа до двух значащих цифр:
1000,35622; 0,00591; 1,00483; 996,61959

Вариант 9

1. Необходимость и цели научно-исследовательских работ.

2. При трехкратном взвешивании на электронных технических весах без разновесов получены следующие результаты массы образца, г: 1,7132; 1,5956; 1,6193. Исключаемая систематическая ошибка в измерении массы составляет минус 1% от массы навески. Весы с ценой минимального деления 0,0001 г не имеют класса точности. Приведите конечный результат измерения массы навески в единицах системы СИ.

3. Цели и особенности планирования эксперимента в производственных условиях.

4. Необходимо исследовать процесс экстракции биологически активных веществ (БАВ) из хвои сосны и установить влияние на выход БАВ вида экстрагента (этанол, бензин, гексан). Составьте план проведения эксперимента.

5. Правила оформления таблиц и рисунков в текстовой документации по ЕСКД.

Вариант 10

1. Вам требуется составить аналитический обзор по использованию этилового спирта в производстве топливных материалов с использованием Реферативного журнала «Химия». По каким ключевым словам и как Вы будете проводить поиск?

2. Предприятие должно производить кислоту марки А с концентрацией не менее 98,50 % мас. При аттестационных испытаниях партии кислоты было найдено, что абсолютное стандартное отклонение единичных значений концентрации кислоты при девяти испытаниях составляет 0,01 % мас. В результате анализа последней выпущенной партии кислоты, выполненного в трех параллелях, получены следующие результаты: 98,49 % мас.; Sc = 0,01 % мас. Удовлетворяет ли требованиям к концентрации последняя партия кислоты? Систематической ошибкой при измерении концентрации кислоты можно пренебречь.

3. Проведите корреляционный анализ следующих результатов эксперимента:

Время реакции, мин                              
Выход продукта, % мас.                              

4. Два лаборанта определяли концентрацию (С) одной и той же пробы кислоты и после статистической обработки получили следующие результаты:

Лаборант Результаты повторных опытов, Ci, % мас.
i=1 i=2 i=3 i=4 i=5
№ 1 20,3 20,5 20,5 20,1 20,1
№ 2 20,1 20,1 20,1 20,3 20,1

Какой лаборант титровал точнее? Принять, что грубые и систематические ошибки при измерениях концентрации кислоты отсутствовали.

5. Приведите пример библиографического описания данных методических указаний в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 [17].

ЛИТЕРАТУРА

1. Глебов, И.Т. Научно-техническое творчество [Текст, электронный ресурс]: учеб. пособие / И.Т.Глебов, В.В.Глухих, И.В.Назаров. - Екатеринбург: - Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2002.

2. Глухих, В.В. Основы научных исследований: Курс лекций для студентов инженерно-экологического факультета [Текст, электронный ресурс].- Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. академия, 1998.

3. Романенко, В.Н. Книга для начинающего исследователя-химика [Текст] / В.Н.Романенко, А.Г.Орлов, Г.В.Никитина.- Л.: Химия, 1987.

4. Поиск химической информации[Текст]: Справочное руководство по использованию традиционных и компьютерных средств
/ В.Е.Потапов [и др.].- М.: Изд-во МГУ, 1990.

5. Ахназарова, С.Л. Методы оптимизации эксперимента в химической технологии [Текст] / С.Л.Ахназарова, В.В.Кафаров. - М.: Высш. шк., 1985.

6. Чарыков, А.К. Математическая обработка результатов химического анализа [Текст] /А.К.Чарыков. - Л.: Химия, 1984.

7. Процессы и аппараты производства древесных плит и пластиков [Текст] /А.Н.Обливин [и др.]. - М.: Экология, 1991.

8. Кафаров, В.В. Математическое моделирование основных процессов химических производств [Текст] / В.В.Кафаров, М.Б.Глебов. - М.: Высш. шк., 1991.

9. Тюрин, Ю.Н. Анализ данных на компьютере [Текст] / Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров. - М.: Финансы и статистика, 1995.

10. Саутин, С.Н. Мир компьютеров и химическая технология [Текст]
/ С.Н.Саутин, А.Е.Пунин. - Л.: Химия, 1991.

11. Дрейпер, Н. Прикладной регрессионный анализ [Текст]: В 2-х кн.
/ Н.Дрейпер, Г.Смит. - М.: Финансы и статистика, 1986-1987.

12. Пен, Р.З. Статистические методы моделирования и оптимизации процессов целлюлозно-бумажного производства [Текст] /Р.З.Пен. - Красноярск: Изд-во Красноярского гос. ун-та, 1982.

13. Глухих, В.В. Выполнение лабораторных работ [Текст, электронный ресурс]: Метод. рекомендации для студентов инженерно-экологического факультета. / В.В.Глухих, А.Б.Шаевич - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. академия, 1997.

14. ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам [Текст, электронный ресурс]. - Введ. 01.07.96. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1995.- 37 с. (Единая система конструкторской документации).

15. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательс­кой работе.Структура и правила оформления [Текст, электронный ресурс]. - Введ. 01.07.2002. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001.- 16 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

16. Оценка интеллектуальной собственности [Текст]: учеб. пособие /Под ред. С.А.Смирнова - М.: Финансы и статистика, 2003.

17. Патентное право. Интеллектуальная собственность. Вопросы и ответы [Текст] /О.В.Кишева [и др.]. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.

18. Кишева, О.В. Авторское право. Интеллектуальная собственность. Вопросы и ответы [Текст] / О.В.Кишева, Т.В.Маркс, Д.Б.Шульгин.- Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: