Тема
| Вопросы и задания
|
Введение
| 1. Сформулируйте цели дисциплины «Основы научных исследований»
|
| 2. Что должен знать обучающийся после изучения дисциплины «Основы научных исследований»?
|
| 3. Что должен уметь обучающийся после изучения дисциплины «Основы научных исследований»?
|
1-2
| 1. Каковы основные аспекты понятия «наука»? Дайте определение целей науки
|
| 2. Опишите краткую историю науки. Как и когда возникла современная наука?
|
| 3. Почему человек испытывает потребность в науке?
|
| 4. Что направляет (определяет) развитие науки?
|
| 5. Какова роль науки в жизни общества?
|
| 6. Приведите важнейшие научные события последнего времени
|
| 7. В чем состоят основные функции науки?
|
| 8. В чем состоят основные закономерности и тенденции развития современной науки?
|
| 9. Назовите современные научные проблемы
|
| 10. Как организовано управление наукой и ее финансирование в России?
|
| 11. Элементом какой организационной структуры является Уральское отделение РАН?
|
| 12. Как организована подготовка научных кадров в России?
|
| 13. Приведите названия ученых степеней
|
| 14. Приведите названия ученых званий
|
| 15. Возможности и условия получения ученых степеней и званий в УГЛТУ?
|
| 16. Меры стимулирования деятельности научных работников?
|
| 17. Какие основные компоненты включают в понятие «научно-технический прогресс»?
|
| 18. Дайте определения терминов «научная деятельность», «научно-техническая деятельность» по федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике»
|
| 19. Дайте определение термина «научные исследования»
|
| 20. Каковы основные формы научного познания?
|
| 21. В чем проявляется общность и различие эмпирического и теоретического уровней научного познания?
|
| 22. Каковы основные методы эмпирического и теоретического исследования?
|
| 23. Дайте определение теоретических методов научных исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, формализация, моделирование.
|
| 24. Приведите название и особенности эмпирического метода научных исследований, при котором исследователь существенно не вмешивается в ход реально происходящих событий
|
| 25. Приведите название и особенности эмпирического метода научных исследований, при котором исследователь сознательно и существенно вмешивается в ход реально происходящих событий
|
| 26. В чем заключается принципиальное различие эмпирических методов научных исследований «наблюдение» и «эксперимент»?
|
| 27. Дайте определение терминов «фундаментальные научные исследования» и «прикладные научные исследования»
|
| 28. Представьте структурную схему деления прикладных научных исследований на части, этапы, разделы, подразделы
|
| 29. Составьте последовательность частей прикладных научных исследований
|
| 30. Охарактеризуйте основные этапы и разделы научно-исследовательских работ в соответствии с ГОСТ 15.101-98
|
| 31. Приведите название и дайте характеристику отрасли науки, изучающей закономерности структуры и свойств информации, разрабатывающей методы решения проблем поиска, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации
|
| 32. Дайте определение термину «документ»
|
| 33. Какой принцип классификации используется при делении документов на первичные, вторичные и т.д.
|
| 34. Охарактеризуйте структуру государственной системы научно-технической информации в России (ГСНТИ)
|
| 35. Приведите названия и основные функции органов ГСНТИ
|
| 36. Каковы особенности патентных исследований?
|
| 37. Назовите источники зарубежной информации, к которым необходимо обращаться в период обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности по приобретаемой специальности
|
| 38. Каковы цели и задачи аналитического обзора по теме научного исследования?
|
| 39. Приведите общепринятые рекомендации по поиску, хранению, систематизации и анализу информации и составлению аналитического обзора
|
| 40. Какие современные информационные технологии наиболее эффективны для проведения информационных исследований?
|
| 41. Дайте определение метода «измерение»
|
| 42. Почему результаты измерения относятся к случайным числам?
|
| 43. Что является наиболее полной характеристикой результата измерения?
|
| 44. Какой закон распределения результатов измерений встречается на практике наиболее часто?
|
| 45. Приведите параметр случайной величины, который наиболее точно оценивает ее истинное значение
|
| 46. Приведите параметр, который характеризует рассеивание единичных результатов измерений в выборке относительно среднего арифметического значения
|
| 47. Как оценить величину возможной предельной (допустимой) абсолютной систематической ошибки средства измерения, если оно не имеет класса точности?
|
| 48. Дайте определение ошибок и общей погрешности измерения
|
| 49. Дайте определение и алгоритмы количественной оценки абсолютных, относительных, положительных, отрицательных, постоянных, пропорциональных, случайных, систематических, допустимых, возможных предельных, приборных ошибок измерения
|
| 50. Приведите практический пример использования одного из методов поиска грубых ошибок измерения
|
| 51. Продолжите определение: «Ошибки, которые не имеют постоянной величины и знака и возникают под действием либо неизвестных факторов, либо известных, но не регулируемых факторов НАЗЫВАЮТСЯ...»
|
| 52. Продолжите определение: «Ошибки с постоянной величиной и знаком или изменяющиеся по известной зависимости и возникающие под действием постоянных факторов НАЗЫВАЮТСЯ...»
|
| 53. Продолжите определение: «Ошибка, которая обычно возникает при нарушении методики измерения НАЗЫВАЕТСЯ...
|
| 54. Назовите методы, которые позволяют уменьшить величину систематических ошибок
|
| 55. При каких измерениях происходит накопление ошибок измерения?
|
| 56. Какой основной метод уменьшения случайных ошибок измерения?
|
| 57. Приведите общепринятые формы представления конечных результатов измерения.
|
| 58. Приведите результат измерения своего роста
|
| 59. Дайте определение терминам «математическая модель объекта», «детерминированная математическая модель объекта», «статистическая модель объекта»
|
| 60. Дайте определение терминов «качественная математическая модель объекта» и «количественная математическая модель объекта»
|
| 61. Назовите факторы, влияющие на выбор плана эксперимента
|
| 62. Для каких целей применяют корреляционный анализ в научных исследованиях?
|
| 63. Охарактеризуйте суть корреляционного анализа
|
| 64. Дайте определение терминам «функциональная связь между величинами» и «корреляционная (стохастическая) связь между величинами»
|
| 65. Приведите названия предельных случаев корреляционной связи между свойством объекта Y и фактором X
|
| 66. Сформулируйте все возможные выводы корреляционного анализа
|
| 67. Приведите названия методов корреляционного анализа
|
| 68. Продемонстрируйте примерами полей корреляции разнообразие выводов при корреляционном анализе
|
| 69. Дайте определение и формулу расчета коэффициента выборочной парной линейной корреляции
|
| 70. Охарактеризуйте свойства коэффициента выборочной парной линейной корреляции
|
| 71. Покажите на примерах формулирование выводов корреляционного анализа в зависимости от величины и знака коэффициента выборочной парной линейной корреляции
|
| 72. Зачем необходима обязательная проверка на значимость коэффициента выборочной парной линейной корреляции?
|
| 73. Приведите достоинства и недостатки двух методов корреляционного анализа
|
| 74. Приведите практический пример влияния величины доверительной вероятности на выводы корреляционного анализа
|
| 75. Назовите единственное обязательное условие при планировании эксперимента для последующей обработки его результатов методами корреляционного анализа
|
| 76. Представьте рисунок, на котором изображена положительная линейная корреляционная связь двух величин
|
| 77. Продолжите фразу: «Если каждому значению фактора X всегда соответствует определенное математической функцией значение Y, то связь между X и Y называется...»
|
| 78. Продолжите фразу: «Если хотя бы одному значению фактора X не соответствует определенное математической функцией значение Y, то связь между X и Y называется...»
|
| 79. Назовите тип зависимости свойства объекта Y от фактора X, если выборочный коэффициент парной линейной корреляции с вероятностью 0,95 имеет значение, равное нулю
|
| 80. Назовите характер зависимости свойства объекта Y от фактора X, если выборочный коэффициент парной линейной корреляции с вероятностью 0,95 имеет значение равное, нулю
|
| 81. Приведите название вида зависимости свойства объекта Y от значений фактора X, которое можно определить с помощью корреляционного анализа
|
| 82. При каком значении коэффициента выборочной парной линейной корреляции нельзя делать выводы без анализа поля корреляции?
|
| 83. Какой характер зависимости свойства объекта Y от фактора X, если выборочный коэффициент парной линейной корреляции с вероятностью 0,99 имеет значение -1,00?
|
| 84. Представьте пример поля корреляции, которое свидетельствует об отсутствии связи между Y и X
|
| 85. Представьте поле корреляции, свидетельствующее о наличии отрицательной линейной связи между Y и X
|
| 86. Приведите пример поля корреляции с функциональной линейной связью между Y и X
|
| 87. Приведите пример зависимости Y от X, для которой значение коэффициента выборочной парной линейной корреляции Y и X равно нулю
|
| 88. Влияние каких факторов (количественных или качественных) позволяет оценить корреляционный анализ?
|
| 89. Для каких целей применяют дисперсионный анализ в научных исследованиях?
|
| 90. Охарактеризуйте суть дисперсионного анализа
|
| 91. Влияние каких факторов (количественных или качественных) позволяет оценить дисперсионный анализ?
|
| 92. Назовите вид зависимости свойства объекта Y от значений фактора X, который можно определить с помощью дисперсионного анализа
|
| 93. Назовите вид зависимости свойства объекта Y от значений фактора X, который можно определить с помощью регрессионного анализа
|
| 94. Для каких целей применяют регрессионный анализ в научных исследованиях?
|
| 95. Дайте определение сути регрессионного анализа
|
| 96. Приведите названия методов регрессионного анализа
|
| 97. Назовите достоинства регрессионного анализа по сравнению с корреляционным анализом
|
| 98. Назовите достоинства регрессионного анализа по сравнению с дисперсионным анализом
|
| 99. Влияние каких факторов (количественных или качественных) позволяет оценить регрессионный анализ?
|
| 100. Что называется уравнением регрессии?
|
| 101. Какие задачи решают при регрессионном анализе?
|
| 102. В чем заключаются простота составления планов эксперимента для классического регрессионного анализа?
|
| 103. От чего зависит порядок проведения регрессионного анализа (его тип)?
|
| 104. Назовите единственное обязательное условие при планировании эксперимента для последующей обработки его результатов методами классического регрессионного анализа
|
| 105. Каков алгоритм выполнения классического регрессионного анализа?
|
| 106. Что необходимо предпринять при неадекватности найденного линейного уравнения регрессии или неудовлетворенности его точностью?
|
| 107. Для каких целей в регрессионном анализе применяют распределение Фишера?
|
| 108. Какие Вам известны программные продукты, позволяющие проводить регрессионный анализ с помощью ЭВМ?
|
| 109. Какой математический метод приближения наиболее часто используют при регрессионном анализе?
|
| 110. Дайте пояснения к термину «адекватность уравнения регрессии»
|
| 111. Охарактеризуйте суть метода математического планирования эксперимента для проведения регрессионного анализа (метода РАМПЭ)
|
| 112. В чем заключаются основные преимущества метода РАМПЭ по сравнению с классическим регрессионным анализом?
|
| 113. В чем заключается суть метода «черный ящик»?
|
| 114. Почему в методе РАМПЭ для различных объектов используется всегда только один вид уравнения регрессии?
|
| 115. Продемонстрируйте примерами свои умения рассчитывать кодированные значения факторов исходя из натуральных и наоборот
|
| 116. В чем заключается различие в алгоритме выполнения регрессионного анализа по методу РАМПЭ по сравнению с классическим регрессионным анализом?
|
| 117. Какие недостатки имеет уравнение регрессии, полученное по методу РАМПЭ?
|
| 118. Для каких целей в методе РАМПЭ применяют планы эксперимента первого и второго порядков?
|
| 119. Какие достоинства и недостатки в методе РАМПЭ имеют планы дробных факторных экспериментов?
|
| 120. Почему необходимо стремиться к составлению ортогональных и D-оптимальных планов эксперимента для применения метода РАМПЭ?
|
| 121. Какие для метода РАМПЭ существуют математические зависимости между числом факторов и числом членов в уравнении регрессии и числом опытов в плане эксперимента?
|
| 122. Для каких целей при составлении планов дробного факторного эксперимента первого порядка выбирают генерирующее соотношение и рассчитывают определяющий контраст?
|
| 123. Продемонстрируйте примерами свои умения составлять планы полного и дробного факторного эксперимента первого порядка с кодированными и натуральными значениями факторов и проводить обработку их результатов методом РАМПЭ
|
| 124. Обоснуйте свои предпочтения в выборе планов второго порядка для применения метода РАМПЭ
|
| 125. Перечислите названия специальных методов решения оптимизационных задач
|
| 126. Дайте сопоставительную характеристику метода крутого восхождения и наискорейшего спуска и симплекс-метода при решении оптимизационных задач
|
| 127. Дайте определение понятия локального экстремума на поверхности функции отклика объекта
|
| 128. Приведите особенности планирования эксперимента в производственных условиях.
|
| 129. Почему необходимо использовать статистические подходы к представлению результатов эксперимента?
|
| 130. Приведите практический пример статистического сравнения двух средних арифметических результатов измерений
|
| 131. Приведите практический пример статистического сравнения случайных ошибок результатов двух измерений
|
| 132. Приведите наиболее популярные формы обобщенных данных
|
| 133. Сопоставьте достоинства и недостатки таких форм обобщенных данных, как: таблица, график, диаграмма, номограмма
|
| 134. Приведите общепринятые рекомендации для построения двухмерных графиков в системе прямоугольных координат
|
| 135. Приведите примеры построения графиков с учетом ошибок измерений
|
| 136. Какой прием Вы предпочитаете при выборе вида графической зависимости при обобщении результатов эксперимента?
|
| 137. Какие структурные элементы отчета о НИР являются обязательными по ГОСТ 7.32-2001?
|
| 138. Какие существуют рекомендации для формулирования заключительной оценки результатов НИР?
|
| 139. Чем обусловлена необходимость увеличения масштабов экспериментов и перехода от лабораторных исследований к промышленным?
|
| 140. Сформулируйте задачи опытно-технологических работ
|
| 141. Сформулируйте задачи опытно-конструкторских работ
|
| 142. Охарактеризуйте ступени масштабирования при переходе от лабораторных исследований к промышленным
|
| 143. Приведите основные различия между лабораторными, пилотными и опытно-промышленными установками
|
| 144. Дайте определение термину «интеллектуальная собственность»
|
| 145. Какую интеллектуальную собственность можно приобрести в вузе?
|
| 146. Что необходимо сделать, чтобы приобрести право на интеллектуальную собственность?
|