Примерный перечень вопросов и тестовых заданий для самоконтроля

Тема Вопросы и задания
Введение 1. Сформулируйте цели дисциплины «Основы научных исследований»
  2. Что должен знать обучающийся после изучения дисциплины «Основы научных исследований»?
  3. Что должен уметь обучающийся после изучения дисциплины «Основы научных исследований»?
1-2 1. Каковы основные аспекты понятия «наука»? Дайте определение целей науки
  2. Опишите краткую историю науки. Как и когда возникла современная наука?
  3. Почему человек испытывает потребность в науке?
  4. Что направляет (определяет) развитие науки?
  5. Какова роль науки в жизни общества?
  6. Приведите важнейшие научные события последнего времени
  7. В чем состоят основные функции науки?
  8. В чем состоят основные закономерности и тенденции развития современной науки?
  9. Назовите современные научные проблемы
  10. Как организовано управление наукой и ее финансирование в России?
  11. Элементом какой организационной структуры является Уральское отделение РАН?
  12. Как организована подготовка научных кадров в России?
  13. Приведите названия ученых степеней
  14. Приведите названия ученых званий
  15. Возможности и условия получения ученых степеней и званий в УГЛТУ?
  16. Меры стимулирования деятельности научных работников?
  17. Какие основные компоненты включают в понятие «научно-технический прогресс»?
  18. Дайте определения терминов «научная деятельность», «научно-техническая деятельность» по федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике»
  19. Дайте определение термина «научные исследования»
  20. Каковы основные формы научного познания?
  21. В чем проявляется общность и различие эмпирического и теоретического уровней научного познания?
  22. Каковы основные методы эмпирического и теоретического исследования?
  23. Дайте определение теоретических методов научных исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, формализация, моделирование.
  24. Приведите название и особенности эмпирического метода научных исследований, при котором исследователь существенно не вмешивается в ход реально происходящих событий
  25. Приведите название и особенности эмпирического метода научных исследований, при котором исследователь сознательно и существенно вмешивается в ход реально происходящих событий
  26. В чем заключается принципиальное различие эмпирических методов научных исследований «наблюдение» и «эксперимент»?
  27. Дайте определение терминов «фундаментальные научные исследования» и «прикладные научные исследования»
  28. Представьте структурную схему деления прикладных научных исследований на части, этапы, разделы, подразделы
  29. Составьте последовательность частей прикладных научных исследований
  30. Охарактеризуйте основные этапы и разделы научно-иссле­довательских работ в соответствии с ГОСТ 15.101-98
  31. Приведите название и дайте характеристику отрасли науки, изучающей закономерности структуры и свойств информации, разрабатывающей методы решения проблем поиска, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации
  32. Дайте определение термину «документ»
  33. Какой принцип классификации используется при делении документов на первичные, вторичные и т.д.
  34. Охарактеризуйте структуру государственной системы научно-технической информации в России (ГСНТИ)
  35. Приведите названия и основные функции органов ГСНТИ
  36. Каковы особенности патентных исследований?
  37. Назовите источники зарубежной информации, к которым необходимо обращаться в период обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности по приобретаемой специальности
  38. Каковы цели и задачи аналитического обзора по теме научного исследования?
  39. Приведите общепринятые рекомендации по поиску, хранению, систематизации и анализу информации и составлению аналитического обзора
  40. Какие современные информационные технологии наиболее эффективны для проведения информационных исследований?
  41. Дайте определение метода «измерение»
  42. Почему результаты измерения относятся к случайным числам?
  43. Что является наиболее полной характеристикой результата измерения?
  44. Какой закон распределения результатов измерений встречается на практике наиболее часто?
  45. Приведите параметр случайной величины, который наиболее точно оценивает ее истинное значение
  46. Приведите параметр, который характеризует рассеивание единичных результатов измерений в выборке относительно среднего арифметического значения
  47. Как оценить величину возможной предельной (допустимой) абсолютной систематической ошибки средства измерения, если оно не имеет класса точности?
  48. Дайте определение ошибок и общей погрешности измерения
  49. Дайте определение и алгоритмы количественной оценки абсолютных, относительных, положительных, отрицательных, постоянных, пропорциональных, случайных, систематических, допустимых, возможных предельных, приборных ошибок измерения
  50. Приведите практический пример использования одного из методов поиска грубых ошибок измерения
  51. Продолжите определение: «Ошибки, которые не имеют постоянной величины и знака и возникают под действием либо неизвестных факторов, либо известных, но не регулируемых факторов НАЗЫВАЮТСЯ...»
  52. Продолжите определение: «Ошибки с постоянной величиной и знаком или изменяющиеся по известной зависимости и возникающие под действием постоянных факторов НАЗЫВАЮТСЯ...»
  53. Продолжите определение: «Ошибка, которая обычно возникает при нарушении методики измерения НАЗЫВАЕТСЯ...
  54. Назовите методы, которые позволяют уменьшить величину систематических ошибок
  55. При каких измерениях происходит накопление ошибок измерения?
  56. Какой основной метод уменьшения случайных ошибок измерения?
  57. Приведите общепринятые формы представления конечных результатов измерения.
  58. Приведите результат измерения своего роста
  59. Дайте определение терминам «математическая модель объекта», «детерминированная математическая модель объекта», «статистическая модель объекта»
  60. Дайте определение терминов «качественная математическая модель объекта» и «количественная математическая модель объекта»
  61. Назовите факторы, влияющие на выбор плана эксперимента
  62. Для каких целей применяют корреляционный анализ в научных исследованиях?
  63. Охарактеризуйте суть корреляционного анализа
  64. Дайте определение терминам «функциональная связь между величинами» и «корреляционная (стохастическая) связь между величинами»
  65. Приведите названия предельных случаев корреляционной связи между свойством объекта Y и фактором X
  66. Сформулируйте все возможные выводы корреляционного анализа
  67. Приведите названия методов корреляционного анализа
  68. Продемонстрируйте примерами полей корреляции разнообразие выводов при корреляционном анализе
  69. Дайте определение и формулу расчета коэффициента выборочной парной линейной корреляции
  70. Охарактеризуйте свойства коэффициента выборочной парной линейной корреляции
  71. Покажите на примерах формулирование выводов корреляционного анализа в зависимости от величины и знака коэффициента выборочной парной линейной корреляции
  72. Зачем необходима обязательная проверка на значимость коэффициента выборочной парной линейной корреляции?
  73. Приведите достоинства и недостатки двух методов корреляционного анализа
  74. Приведите практический пример влияния величины доверительной вероятности на выводы корреляционного анализа
  75. Назовите единственное обязательное условие при планировании эксперимента для последующей обработки его результатов методами корреляционного анализа
  76. Представьте рисунок, на котором изображена положительная линейная корреляционная связь двух величин
  77. Продолжите фразу: «Если каждому значению фактора X всегда соответствует определенное математической функцией значение Y, то связь между X и Y называется...»
  78. Продолжите фразу: «Если хотя бы одному значению фактора X не соответствует определенное математической функцией значение Y, то связь между X и Y называется...»
  79. Назовите тип зависимости свойства объекта Y от фактора X, если выборочный коэффициент парной линейной корреляции с вероятностью 0,95 имеет значение, равное нулю
  80. Назовите характер зависимости свойства объекта Y от фактора X, если выборочный коэффициент парной линейной корреляции с вероятностью 0,95 имеет значение равное, нулю
  81. Приведите название вида зависимости свойства объекта Y от значений фактора X, которое можно определить с помощью корреляционного анализа
  82. При каком значении коэффициента выборочной парной линейной корреляции нельзя делать выводы без анализа поля корреляции?
  83. Какой характер зависимости свойства объекта Y от фактора X, если выборочный коэффициент парной линейной корреляции с вероятностью 0,99 имеет значение -1,00?
  84. Представьте пример поля корреляции, которое свидетельствует об отсутствии связи между Y и X
  85. Представьте поле корреляции, свидетельствующее о наличии отрицательной линейной связи между Y и X
  86. Приведите пример поля корреляции с функциональной линейной связью между Y и X
  87. Приведите пример зависимости Y от X, для которой значение коэффициента выборочной парной линейной корреляции Y и X равно нулю
  88. Влияние каких факторов (количественных или качественных) позволяет оценить корреляционный анализ?
  89. Для каких целей применяют дисперсионный анализ в научных исследованиях?
  90. Охарактеризуйте суть дисперсионного анализа
  91. Влияние каких факторов (количественных или качественных) позволяет оценить дисперсионный анализ?
  92. Назовите вид зависимости свойства объекта Y от значений фактора X, который можно определить с помощью дисперсионного анализа
  93. Назовите вид зависимости свойства объекта Y от значений фактора X, который можно определить с помощью регрессионного анализа
  94. Для каких целей применяют регрессионный анализ в научных исследованиях?
  95. Дайте определение сути регрессионного анализа
  96. Приведите названия методов регрессионного анализа
  97. Назовите достоинства регрессионного анализа по сравнению с корреляционным анализом
  98. Назовите достоинства регрессионного анализа по сравнению с дисперсионным анализом
  99. Влияние каких факторов (количественных или качественных) позволяет оценить регрессионный анализ?
  100. Что называется уравнением регрессии?
  101. Какие задачи решают при регрессионном анализе?
  102. В чем заключаются простота составления планов эксперимента для классического регрессионного анализа?
  103. От чего зависит порядок проведения регрессионного анализа (его тип)?
  104. Назовите единственное обязательное условие при планировании эксперимента для последующей обработки его результатов методами классического регрессионного анализа
  105. Каков алгоритм выполнения классического регрессионного анализа?
  106. Что необходимо предпринять при неадекватности найденного линейного уравнения регрессии или неудовлетворенности его точностью?
  107. Для каких целей в регрессионном анализе применяют распределение Фишера?
  108. Какие Вам известны программные продукты, позволяющие проводить регрессионный анализ с помощью ЭВМ?
  109. Какой математический метод приближения наиболее часто используют при регрессионном анализе?
  110. Дайте пояснения к термину «адекватность уравнения регрессии»
  111. Охарактеризуйте суть метода математического планирования эксперимента для проведения регрессионного анализа (метода РАМПЭ)
  112. В чем заключаются основные преимущества метода РАМПЭ по сравнению с классическим регрессионным анализом?
  113. В чем заключается суть метода «черный ящик»?
  114. Почему в методе РАМПЭ для различных объектов используется всегда только один вид уравнения регрессии?
  115. Продемонстрируйте примерами свои умения рассчитывать кодированные значения факторов исходя из натуральных и наоборот
  116. В чем заключается различие в алгоритме выполнения регрессионного анализа по методу РАМПЭ по сравнению с классическим регрессионным анализом?
  117. Какие недостатки имеет уравнение регрессии, полученное по методу РАМПЭ?
  118. Для каких целей в методе РАМПЭ применяют планы эксперимента первого и второго порядков?
  119. Какие достоинства и недостатки в методе РАМПЭ имеют планы дробных факторных экспериментов?
  120. Почему необходимо стремиться к составлению ортогональных и D-оптимальных планов эксперимента для применения метода РАМПЭ?
  121. Какие для метода РАМПЭ существуют математические зависимости между числом факторов и числом членов в уравнении регрессии и числом опытов в плане эксперимента?
  122. Для каких целей при составлении планов дробного факторного эксперимента первого порядка выбирают генерирующее соотношение и рассчитывают определяющий контраст?
  123. Продемонстрируйте примерами свои умения составлять планы полного и дробного факторного эксперимента первого порядка с кодированными и натуральными значениями факторов и проводить обработку их результатов методом РАМПЭ
  124. Обоснуйте свои предпочтения в выборе планов второго порядка для применения метода РАМПЭ
  125. Перечислите названия специальных методов решения оптимизационных задач
  126. Дайте сопоставительную характеристику метода крутого восхождения и наискорейшего спуска и симплекс-метода при решении оптимизационных задач
  127. Дайте определение понятия локального экстремума на поверхности функции отклика объекта
  128. Приведите особенности планирования эксперимента в производственных условиях.
  129. Почему необходимо использовать статистические подходы к представлению результатов эксперимента?
  130. Приведите практический пример статистического сравнения двух средних арифметических результатов измерений
  131. Приведите практический пример статистического сравнения случайных ошибок результатов двух измерений
  132. Приведите наиболее популярные формы обобщенных данных
  133. Сопоставьте достоинства и недостатки таких форм обобщенных данных, как: таблица, график, диаграмма, номограмма
  134. Приведите общепринятые рекомендации для построения двухмерных графиков в системе прямоугольных координат
  135. Приведите примеры построения графиков с учетом ошибок измерений
  136. Какой прием Вы предпочитаете при выборе вида графической зависимости при обобщении результатов эксперимента?
  137. Какие структурные элементы отчета о НИР являются обязательными по ГОСТ 7.32-2001?
  138. Какие существуют рекомендации для формулирования заключительной оценки результатов НИР?
  139. Чем обусловлена необходимость увеличения масштабов экспериментов и перехода от лабораторных исследований к промышленным?
  140. Сформулируйте задачи опытно-технологических работ
  141. Сформулируйте задачи опытно-конструкторских работ
  142. Охарактеризуйте ступени масштабирования при переходе от лабораторных исследований к промышленным
  143. Приведите основные различия между лабораторными, пилотными и опытно-промышленными установками
  144. Дайте определение термину «интеллектуальная собственность»
  145. Какую интеллектуальную собственность можно приобрести в вузе?
  146. Что необходимо сделать, чтобы приобрести право на интеллектуальную собственность?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: