1. От чего зависит выбор условий проведения эксперимента?
2. Можно ли использовать результаты одного и того же эксперимента для проведения корреляционного, дисперсионного и регрессионного анализов?
3. Является ли значимым расчетное значение коэффициента линейной корреляции, равное 0,8, полученное для шести значений свойств объекта (N=6) при вероятности 0,90?
4. Можно ли применить регрессионный анализ для оценки влияния типа растворителя (вода, этанол, ацетон, бензол) на свойства объекта?
5. Составьте план полного двухуровневого трехфакторного эксперимента с кодированными значениями факторов.
Тема «Оформление результатов НИР»
Основное содержание темы: формы обобщенных данных - таблицы, графики, диаграммы, номограммы и др.; статистические методы сравнения результатов экспериментов с учетом случайных ошибок их измерений; основные выводы при анализе результатов НИР.
Для знакомства с правилами составления таблиц, графиков и других форм обобщенных данных рекомендуется обратиться к литературе [1,2,3,14,15].
|
|
Из статистических методов сравнения результатов экспериментов с учетом случайных ошибок их измерений необходимо обязательно изучить методы сравнения двух и более дисперсий и методы сравнения двух средних арифметических результатов [3,5,6].
Вопросы и задания для проверки знаний по данной теме
1. В каких случаях рекомендуется применять логарифмические и полулогарифмические шкалы при составлении графиков?
2. С какой целью на график наносят значения абсолютных стандартных отклонений средних арифметических значений случайных величин?
1.7. Тема «Опытно-конструкторские работы»
Основное содержание темы: необходимость дополнительных научных исследований при масштабном переходе; цели, задачи, особенности проведения опытно-конструкторских работ (ОКР).
При изучении данной темы можно рекомендовать [2]. Необходимо, чтобы студент понимал принципиальные различия ОКР от НИР. На примере химической промышленности умел различать назначение и особенности лабораторных установок от пилотных и опытно-промышленных, а также мог сформулировать требования к необходимости организации создания этих опытных установок для решения конкретной задачи научного исследования.