Карта анализа урока по комплексному учебному курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Критерии оценки урока (каждый критерий оценивается – по 5-балльной шкале:

0 – 1 практически не проявляется

2 – 3 в малой степени – недостаточно

4 – 5 в большой степени – превосходно

Наименование критерия К-во баллов Примечание
1. Выбор стратегии урока. -К какому типу относятся основные методики, применённые на данном уроке? (Пассивные, активные, интерактивные)? -Уместно ли на данном уроке сочетание данных методик?    
2. Оригинальность урока, профессиональная грамотность и эрудиция педагога. -Является ли урок авторским, оригинальным (полностью; отдельными учебными ситуациями – какими именно) -Какие источники, каких авторов (тексты, иллюстрации, предметы, фактография и др.) использовались на уроке? -Грамотно ли (корректно) используются данные источники? -Имели ли место фактические ошибки при изложении учебного материала? -Насколько учитель владеет содержанием преподаваемого модуля в контексте решения воспитательных задач урока?    
3. Структура урока. -Урок имеет чёткую структуру? -Как осуществляются переходы от одной учебной ситуации к другой, не нарушена ли логика? -Правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?    
4. Организация диалога на уроке. -Чётко ли сформулированы задания, вопросы? -Понимают ли их дети? -Активны ли школьники, проявляют интерес? -Удалось ли организовать диалог между детьми? -Были ли такие обучающиеся, которые никак не проявили себя на этом уроке (даже в качестве заинтересованных слушателей)? -Дисциплина на уроке: добивался ли её учитель особыми мерами (мотивация, личный авторитет, повышение/понижение голоса и особая интонация, дисциплинарные взыскания и др.) -Помогали или сковывали диалоговую инициативу эти меры?    
5. Соответствие учебного материала возрастным и индивидуальным психологическим особенностям. -Соответствует ли предъявляемый учебный материал возрастным особенностям духовно-нравственного развития личности? -Соотносится ли учебный материал с закономерностями формирования ценностных ориентаций? -Учитываются ли в ходе урока индивидуальные психолого-педагогические характеристики отдельных учащихся и класса в целом (особенности восприятия, темперамента, уровень сформированности коммуникативных навыков, уровень обученности и воспитанности)?    
6. Системность преподавания модуля курса. -Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? -Какие программные вопросы были опущены, обоснованно ли это на данном уроке? -Как связан урок с последующим(и) и предыдущим(и)? -Как и что следовало изменить в изучении нового материала?    
7. Реализация воспитательных задач. -Велась ли работа по формированию мировоззрения, как был связан урок с жизненным опытом учащихся? -Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя? -Как можно описать слово учителя, его эмоциональное воздействие, стиль педагогического общения, эмоциональную атмосферу урока? -Как действовал учитель на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся, консультирование, организация межличностного/межгруппового взаимодействия, экспертиза и др)? -Был ли установлен контакт с классом?    
8. Организация обратной связи. -Осуществлялось ли как-то первичное, сопутствующее закрепление в процессе ознакомления с новым материалом? -Как контролировалось усвоение материала (сколько учеников отвечало, по какому принципу осуществлялся опрос?    
9. Развитие обучающихся. -Имело ли место совершенствование мыслительной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (анализ; синтез; мышление по аналогии; работа с ассоциациями; противопоставление; обобщение, классификация, систематизация)? -Были ли использованы формы работы, направленные на развитие творческого мышления? -Имело ли место эстетическое развитие учащихся? -Работал ли учитель над развитием коммуникативных и личностных навыков у учащихся?    
  Формы организации работы на уроке -самостоятельная; -работа в парах; -работа в группах; -индивидуальная; -фронтальная;    
11. Интеграция учебного материала. -Сообщались ли на уроке какие-то интересные и ранее неизвестные учащимся сведения для общего развития? -Осуществлялись ли интеграция (внутрипредметные, межпредметные, надпредметные связи)? -Прослеживалась ли связь с другими модулями курса?    
  Рефлексия -Ученики оценивают результат и процесс деятельности -Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности    
  Результативность урока -Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем -Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками    
  Техническое обеспечение, его обоснованность. -Использовались ли на уроке раздаточные материалы, мудьтимедийные средства обучения, -ТСО и уместно ли было их использование? -Насколько грамотно изготовлены (в т.ч. и с точки зрения норм СанПиН и соблюдения авторских прав) раздаточные материалы, мультимедийные ресурсы?    

Положительные аспекты в преподавании ОРКСЭ

1. Творческий подход в преподавании ОРКСЭ. Многие учителя находят и разрабатывают дополнительные материалы для преподавания курса. Часто это иллюстративный материал, аудио и видеоматериалы.

2. Реализация воспитательных задач курса. Несмотря на то, что воспитательные задачи не всегда являются приоритетными на уроках ОРКСЭ, учитель в целом их ставит и реализует. Но зачастую педагогам не хватает определенных компетенций для более глубокой реализации концепции урока.

3. Выбор активных и интерактивных форм обучения. На уроках присутствуют активные и интерактивные формы работы, однако их использование не всегда методически грамотно, не всегда достигает цели.

4. Интерес детей. Отмечается, что детям интересно на уроках. Учителя осуществляют связь изучаемого материала с жизнью детей, пытаются организовать диалоговое пространство урока, на таких уроках чувствуется заинтересованность детей, ощущается особая атмосфера общей мотивации на разговор о вечных ценностях.

5. Заинтересованность педагогов. Подготовка к урокам занимает у педагогов много времени, однако многие считают курс необходимым и выражают желание преподавать ОРКСЭ в дальнейшем.

Отрицательные аспекты в преподавании ОРКСЭ

1. Пассивная стратегия ведения урока. Ведущий метод на таких уроках – объяснительно-иллюстративный.

2. Приоритет образовательных, а не воспитательных задач урока. Как правило, это связано с выбором пассивной стратегии, которая провоцирует учителя выступать в роли лектора.

3. Перегруженность информацией. Некоторые учителя не владеют навыками отбора содержания, пытаясь вместить в урок максимум информации по преподаваемой теме. Это особенно характерно для преподавателей модуля «Основы православной культуры».

4. Отсутствие принципа актуализации содержания на уроке. Некоторые уроки слишком дидактичны, нравственные принципы, нормы поведения декларируются учителем.

5. Поверхностность рассмотрения нравственного аспекта учебной ситуации. Часть учителей, пытаясь актуализировать материал, связать с жизнью детей, не углубляются в проблему, оставляют без ответа возникающие на уроке вопросы детей. Этот недостаток чаще всего присутствует на уроках модуля «Светская этика».

6. Неумение построить диалог на уроке. Репродуктивный характер задаваемых учителем вопросов. Учитель не владеет навыками создания проблемной учебной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: