К элементам стратегии развития фирмы прежде всего относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели.
Другим элементом стратегии являются приоритеты развития, предполагающие определенные принципы распределения имеющихся в распоряжении ресурсов. К распределению ресурсов можно подходить по-разному. Например, в первую очередь обеспечивать ресурсами решение наиболее важных для организации проблем; их можно выделять пропорционально потребностям, а в идеале — в полном соответствии с ними; их можно предоставлять всем подразделениям поровну, если они близки по размерам и выполняют сходные виды деятельности. Первый подход в большей степени целесообразен в переломные моменты деятельности организации, когда силы нужно концентрировать на решающих ее направлениях. Второй — в период спокойного развития.
Важным элементом стратегии являются правила осуществления управленческих действий (например, оценка работы персонала, регламентация внутренних отношений, выполнение различных специальных операций, контактов с внешней средой).
|
|
Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед и конкретизируется в различного рода проектах, программах, планах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии организации, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать, поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях.
Стратегический курс фирмы представляет собой, собственно, продукт внешних рыночных альтернатив (или ограничений) и внутренних факторов: ресурсов, квалификации, управленческих преимуществ. На выбор стратегии влияет множество факторов: вкусы потребителей, привычки покупателей, технологические изменения, влияние конкурентов, потребности в инвестициях, ожидаемая прибыль, финансовые возможности (условия) фирмы, оценка
Гла
квалификационных и управленческих качеств, необходимых для дости: ния успеха на рынке, диверсификация, состав управленческого персонал его целеустремленность, государственные акты регулирования, обязательс фирмы перед обществом или держателями акций, а также социальные, по. тические и культурные условия, ограничивающие или расширяющие cnei действия фирмы.
Тем не менее, как внутри организации, так и вне ее появляются зачаст новые обстоятельства, которые в концепцию стратегии не укладываются. О могут, например, открыть новые направления деятельности или застав! отказаться от старых; способствовать развитию организации или, наобор! замедлить его. Для того чтобы не менять в связи с этим стратегию как та! вую, организация может ставить и реализовать стратегические задачи, п необходимости дополняющие и совершенствующие ее. В то же время, ее ситуация меняется коренным образом, стратегию приходится обновлять тоя
|
|
Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случ жизни. Главная из них — генеральная стратегия, отражающая способы осуп ствления миссии организации. Для особых случаев разрабатываются спеп альные стратегии, например, стратегия поведения в случае приближения бан ротства, однако основными рабочими стратегиями являются так называем! функциональные, которые отражают пути достижения специфических цел! организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами
Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на кот рый она направлена. Если объект представляет собой нечто целое, не разд ленное на отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии. Eci такое разделение существует и в задачу стратегии входит обеспечение нез. висимого развития отдельных частей на основе сохранения взаимопомощи взаимоподдержки, речь идет о диверсифицированной стратегии.
В практике хозяйствования существует ряд основных факторов, которые влияк на стратегию любой организации и придают ей специфические свойства.
Прежде всего стратегия определяется миссией организации, а поэтом должна корректироваться в соответствии с ее пересмотром, происходящим результате изменения общественных приоритетов и потребностей, выражак щихся в первую очередь через спрос на ее продукцию и услуги.
В наибольшей степени на стратегию оказывают влияние те реализуемы в основном на рынке конкурентные преимущества, которыми организации обладает в своей сфере деятельности по сравнению с другими. Например высокое качество продукции и услуг, их соответствие собственным запросам низкие издержки и т. п.
Важным фактором, определяющим стратегию организации, является ха рактер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного об служивания, рынки и их границы.
Стратегия определяется и организационными факторами, среди которьи выделяется внутренняя структура и ее ожидаемые изменения, система управления, развитие процессов интеграции и дифференциации.
Стратегия развития предприятия
В немалой степени стратегия зависит от имеющихся в организации ресурсов — материальных, финансовых, информационных, кадровых. Чем они больше, тем масштабнее может быть не только текущая деятельность, но и инвестиции в будущее.
Большую роль в формировании стратегии играет потенциал развития организации, совершенствование ее деятельности и расширение масштабов, рост деловой активности, инноваций.
Существенным фактором, определяющим стратегию организации, является культура и компетентность управления, уровень притязаний и предприимчивости ее руководства, способность последнего к лидерству, внутренний климат в коллективе.
Кроме того, на стратегию влияет также степень рискованности деятельности фирмы, уровень подготовки и опыта кадров, зависимость организации от внешней среды и от ранее принятых на себя обязательств. Возможность организации проводить самостоятельную линию во всех областях делает стратегию более гибкой, хорошо приспосабливающейся к требованиям времени и обстоятельств, свободной от груза прежних традиций и условий.
Конкретизация факторов выбора стратегии развития предприятия достигается путем определения соответствующих критериев. Критерии, с помощью которых можно правильно выбрать или усовершенствовать стратегию, классифицируют, объединяя в группы вопросов, на которые необходимо получить ответы. Если в какой-то из групп вопросов получены неопределенные или отрицательные ответы, то рассматриваемую стратегию следует пересмотреть или отклонить.
|
|
В первую группу включаются показатели, дающие возможность ответить на такие вопросы:
— имеет ли предприятие необходимую технологию и ресурсы для реализации данной стратегии? Если нет, то достаточно ли времени для того, чтобы достичь или развить их раньше, чем стратегия исчерпает свою эффективность?
— понимают и одобряют ли ключевые менеджеры основоположные условия и элементы выбора стратегии? Если нет, тогда определяются возможные действия относительно изменения факторов, которые оцениваются этой группой показателей.
Оценке подлежат, в первую очередь, такие факторы: финансовые и материальные ресурсы, доступ к рынкам технологий и сервисные возможности, рентабельность, знания и опыт персонала предприятия инновационной деятельности.
Отрицательное или неопределенное влияние факторов определяет поиск модификаций действий для решения проблемы, направленных на отклонение избранной стратегии.
Хорошая стратегия — та, которая может быть легко воспринята всеми подразделениями предприятия и которая имеет не только защитников, беспрекословно поддерживающих ее, но и получает поддержку всего ключевого персонала.
Глава I
Как правило, стратегия разрабатывается высшим руководством едино лично и доводится до персонала в виде директив и распоряжений. К выбор} и формулировке стратегии привлекаются менеджеры среднего и низшего звеш управления. Если менеджеры имеют серьезные замечания относительно стратегии или поддерживают другой ее вариант — стратегия может корректироваться, уточняться.
Ко второй группе относятся показатели, дающие ответ на вопрос, может ли предприятие длительное время сохранять свое конкурентное преимущество. Стратегия, которая не дает оснований для будущего конкурентного преимущества или приспособления к силам, разрушающим текущую конкуренцию, должна или корректироваться, или исключаться из рассмотрения.
|
|
К факторам этой группы принадлежат изменения: в окружающей среде, конъюнктуре рынка, экономическом состоянии настоящих и потенциальных конкурентов, в критических технологиях и ресурсах.
Проблема состоит в том, может ли предприятие эффективно использовать свои возможности, усиливать свои конкурентные преимущества или создавать новые источники преимуществ. Для этого при разработке деловой стратегии необходимо прогнозировать конкурентные реакции на каждый фактор.
Конкуренция определяет наиболее подходящую и выгодную деятельность. Деловая стратегия может вырастать из глубокого и точного понимания принципов конкуренции, определяющих привлекательность этого вида производства. Ведущий производственный персонал должен в совершенстве владеть принципами конкуренции в пользу предприятия.
В современном менеджменте значительную роль играет философия сотрудничества как альтернатива открытой конкуренции. Фирмы, которые придерживаются конкурентного сотрудничества, придерживаются простых, но важных принципов.
1. Сотрудничество — это особая современная форма конкуренции. Процветающие компании создают союз с целью решения осознанных стратегических задач и понимают, какие цели их партнеров будет влиять на их цель.
2. Гармония сотрудничества является наиболее важным мерилом успеха. Нечастые конфликты могут быть наилучшим доказательством взаимовыгодного сотрудничества.
3. Объединения имеют определенные ограничения. Компании должны "ограждаться" от конкурентного поглощения. Стратегический союз постоянно расширяет предмет договора, как только реальные условия сотрудничества отдаляются от обусловленных в договоре соглашений и целей руководства. Поэтому высшее руководство компании доводит к сведению персонала всех уровней то, информация о чем является ограниченной для партнера, и контролирует, что партнер хочет и что получает.
4. Учиться у партнеров — одно из наиболее важных преимуществ. Процветающие компании рассматривают каждый союз как окно в зону активности партнеров в разных сферах деятельности. Они используют союз для со-
Стратегия развития предприятия
здания специализации за пределами формальных соглашений и постоянно расширяют новые знания во всех направлениях.
При формировании деловой стратегии сотрудничества предприятие должно поставить себе цель: выйти из союза более конкурентоспособным, чем во время создания союза, учитывая тот факт, что стратегическая цель партнеров совпадает, тогда как их конкурентные цели разные.
Третья группа включает показатели, значение которых доказывает или упрощает обоснованность избранной стратегии. Стратегия строится на предположениях, вырабатываемых менеджерами. Менеджеры имеют мало проверенных данных, чтобы полностью на них полагаться. Они должны выбирать стратегию из ряда альтернативных, исходя из соображений, прогнозов и т. п. Проблема состоит в том, чтобы отличить рациональные предложения от неразумных.
К факторам третьей группы принадлежат причины, способные вызвать прогнозируемые изменения и доказательства, используемые для поддержания каждого предложения.
Четвертая группа включает показатели, дающие возможность сделать вывод относительно качества информации, на которой строились предположения при выборе стратегии. Стратегическая информация представляет собой данные, которые прошли аналитическую обработку и подготовленные для конкретного использования.
Информация может быть неточной, противоречивой, ошибочной или устаревшей. Поэтому нужно постоянно следить за тем, как собранны данные, кем, для какой цели.
К факторам этой группы принадлежат: процесс и состояние организации ресурсов для сбора информации; процесс и методы сбора информации; процесс анализа и обработки информации; процесс хранения и обновления информации; процесс определения потребности в конфиденциальных данных; формы предоставления информации ведущим специалистам, процесс распространения информации внутри и вне предприятия; ответственность участников информационного процесса.
К пятой группе относятся показатели, идентифицирующие риск и неопределенность. Важную роль при рассмотрении проблемы принятия решений играет понятие риск. В предпринимательской деятельности риск часто бывает непременным, это следует учитывать. Поэтому при оценке деловой стратегии необходимо сознательно рассматривать решения, включающие элементы риска. Отрицательные результаты решения, принятого с учетом риска, могут оказаться незначительными по сравнению с затратами на их предотвращение. Поэтому понятие риска в предпринимательстве необходимо определять несколько иначе, чем в повседневной жизни. Диапазон следствий и параметров риска может быть очень широким — от экономических до этических ценностей.
Уровень риска отражает незащищенность ключевых результатов деловой стратегии, если важные предположения ошибочны. Факторы потенциального риска необходимо рассматривать путем систематического анализа.
Глава 8
Деловые стратегии, связанные с риском, всегда остаются сомнительными, поскольку невозможно раньше времени определить потери для четкого, однозначного деления во всех случаях оправданного и неоправданного риска. Проконтролировать, был ли риск оправданным, можно лишь после наступления нежелательных или желательных последствий. Поэтому предпринимательская деятельность не может быть полностью свободна от всякого риска — поэтому необходимо сознательно идти на необходимый и оправданный риск.
Шестая группа включает показатели, дающие возможность ответить на вопрос, какую экономическую ценность создает эта деловая стратегия. Принятая деловая стратегия должна обеспечивать определенную прибыльность в долгосрочном плане. Преимущество стратегического выбора необходимо оценивать с точки зрения его способности увеличить стоимость предприятия или улучшить его конкурентную позицию. Прогноз создания существенной экономической стоимости или высоких норм рентабельности следует обосновывать убедительным доказательством конкурентного преимущества предприятия.
К главным критериям этой группы относятся: уровень актуальной ликвидности (возможность в любой момент выполнить свои обязательства по платежам); состояние структурной ликвидности (структура капитала с долей собственного капитала); источник финансирования основных фондов; отношение прибыли к собственному капиталу; отношение курса акций к прибыли; количественное значение успеха каждого носителя затрат и факторов, способных их вызвать; соотношение между заимствованным и собственным капиталом.
К седьмой группе принадлежат показатели, дающие ответ на вопрос, каков уровень и какова стоимость адаптивности избранной стратегии в неопределенной среде. Они побуждают направлять стратегическое мышление менеджеров на решение таких вопросов.
— Возможно ли частичное выполнение инвестиционных обязательств при возникновении непредвиденных обстоятельств?
— Если инвестиции будут отложены, можно ли их использовать позже, устранив экономические потери предприятия?
— Какова адаптивность программ, поддерживающих главные инвестиции?
— Какова продолжительность изменений в деловой стратегии?
— Имеется ли возможность приспособить стратегию к новой ситуации при исчезновении стратегической ниши?
Эффективные стратегии могут формироваться лишь как результат общих деловых разработок между всеми уровнями менеджмента предприятия и внутри их. Необходимый диалог, основанный на понимании стратегических результатов и критериев оценки выбранных или усовершенствованных стратегий. Стратегия может отвечать жестким требованиям, а именно: создавать экономические или конкурентные ценности; выполняться с помощью доступных ресурсов; быть приемлемой для всех менеджеров; основываться на реалистических прогнозах и точной информации; быть достаточно гибкой, чтобы адаптироваться к неожиданным изменениям внешней и внутренней среды.
Стратегия развития предприятия
Множество стратегических планов, концепций и программ терпят фиаско на стадии реализации в результате различных причин. К главным относятся следующие.
1. Игнорирование на стадии определения политики предприятия возможных (технических, социальных) трудностей при ее реализации.
2. Неконтролируемое внешнее воздействие и изменение в окружении компании (контрмеры конкурентов, государственная политика и т. д.).
3. Неясная постановка целей, низкая подготовленность, недостаточная ответственность и компетентность линейных менеджеров, которым поручена реализация программ.
4. Слабая координация деятельности по реализации намеченных мероприятий.
5. Отсутствие увязки стратегических и оперативных планов.
6. Ошибки в выборе ответственных руководителей.
7. Недостаток знаний и способностей сотрудников.
8. Неправильное понимание со стороны оперативного руководящего персонала общей политики предприятия, фирмы, ограниченность, зашоренность кругозора управленцев краткосрочными задачами на уровне своей компетенции (конфликты целей на оперативном уровне управления).
9. Отсутствие поддержки и/или открытое противодействие заинтересо
ванных лиц намеченным изменениям в политике фирмы.
10. Слабая информированность относительно конечных целей и последствий политики, недостаточный авторитет руководителей, причастных к ее проведению.
11. Низкий уровень контроля над стратегически важными показателями для оценки успешной реализации политики фирмы или же неадекватная увязка систем планирования и контроля.
12. Заниженная оценка, неправильное использование или противоречивое распределение производственных ресурсов (финансовых средств, кадров, материалов и т. д.).
13. Несоответствие оргструктуры и управленческого инструментария требованиям новой политики хозяйственного субъекта.
14. Несовместимость культурно-ценностных, нормативных и познавательных возможностей в предпринимательской деятельности.
После того как определена миссия и цель, наступает состояние выбора стратегии. На этом этапе принимаются решения по поводу того, как, какими средствами предприятие будет достигать цели, что делать с отдельным бизнесом или продуктом, как и в каком направлении развиваться, какое место занимать на рынке и т. п.
Выбор стратегии предприятия осуществляется руководством на основе анализа факторов, характеризующих его состояние, с учетом результатов анализа портфеля бизнеса. К главным факторам, которые, прежде всего, должны быть учтены при выборе стратегии, относятся: состояние отрасли и позиция в ней предприятия, цель предприятия, интересы и позиция высшего руководства, финансовые ресурсы, квалификация работников, обязательства предприятия, мера зависимости от внешней среды, временной фактор и т. п.
Глав