Рыночная экономика не может существовать без развитой информационной инфраструктуры, без информатизации бизнеса. Жесткие и изменчивые требования рынка предъявляют к менеджерам высокие требования, так как именно они, принимающие и реализующие решения, ответственны за успех своего предприятия. При этом важную роль играют такие факторы, как информация и коммуникации.
Осознание роли информации в управленческой деятельности неотделимо от выяснения роли информации в развитии экономики и общества в целом. В истории развития человечества выделяют две эпохи развития процессов информационного овеществления знаний, т. е. информационных технологий: доиндустриальную и индустриальную. Если феномен первой информационной революции связывается с появлением печатного станка, то второй — с появлением в середине XX века ЭВМ как усилителя интеллектуальных возможностей человека. Источником информатизации являются знания.
Глава 15
Одной из причин неудачного повсеместного распространения АСУ в нашей стране к началу 90-х годов было недостаточное уяснение, в частности, того факта, что в социально-экономических системах проблема состоит не столько в автоматизации (пример, с "Дженерал моторз"), которая воспринималась как облегчение труда, сколько в расширении возможностей познания законов и процессов функционирования организационно-производственных систем за счет устранения неопределенностей в процессе выработки управленческих решений и оценки последствий их выполнения.
|
|
Проблемам информатизации в Украине уделяется значительное место. Так, в соответствии с Указом Президента Украины "О государственной информатизации Украины" (май 1993 г.) разработана Концепция государственной политики информатизации и Основные направления программы информатизации.
В концепции информатизация трактуется как процесс овладения обществом современными средствами, инструментарием информатики и системного анализа. Основные направления Национальной программы информатизации Украины включают 12 разделов, 6 из которых отражают отраслевую структуру управления народным хозяйством, остальные — направления работ в области формирования инфраструктуры информатизации, фундаментальных исследований и разработок, управления и правового обеспечения информатизации, подготовки кадров и международного сотрудничества.
В научной литературе имеется множество различных концепций информации. Современные разработки по теории информации принадлежат таким известным ученым, как Н. Виннер, А. Колмогоров, К. Шеннон, В. Глушков, Р. Абдеев и др. По мнению некоторых исследователей данной проблемы, законы организации и развития социально-экономических систем обусловлены законами информации. Анализ таких понятий, как порядок, хаос, организация, стихийность, управление, самоорганизация целесообразно осуществлять с позиций выявления специфики их взаимосвязей и взаимодействий, контроля со стороны человека. Мерой любых изменений в организационно-производственной системе, будь то возникновение новой структурно-функциональной упорядоченности или нарастание структурно-функциональной хаотичности, является информация.
|
|
Следовательно, хаос в организационно-производственной системе не может возникнуть сам по себе, стихийно. Хаос — это всегда информационно-обусловленный и управляемый процесс, результат определенного целенаправленного воздействия, результат затрат конкретных усилий, действий для достижения конкретных целей. Тот или иной тип процесса перехода от порядка к хаосу есть процесс всегда в принципе программируемый и управляемый. Протекание каких-либо целесообразных процессов в той или иной фирме всегда обусловлено участием в них соответствующих субъектов управления.
Информационное взаимодействие или функциональное бытие информации делает различные экономические явления качественно однородными и сопоставимыми друг с другом. В то же время, все внешние формы выражения
Организационно-производственные системы и их информационное обеспечение 507
и количественные соотношения, присущие различным экономическим явлениям, процессам могут быть разложены на информационные составляющие и выражены в единых универсальных единицах информации.
Экономическая деятельность и в особенности ее составляющая —управленческая деятельность — по своей сути основаны на определенной информации, создающие дополнительную информацию, т. е. в конечном счете это информационная деятельность относительно среды существования.
Факторы и результаты экономической деятельности людей, будь-то товары, услуги, новые технологии, методы организации труда и производства и новые подготовленные специалисты — все они представляют собой определенное (овеществленное или персонифицированное) научное знание, т. е. определенным образом переработанную, зафиксированную и закодированную в производительных силах общества информацию. Все продукты человеческой деятельности являются носителями воплощенной в них информации в процессе их непосредственного создания.
Возрастание роли и масштаба различной информации в развитии общества, с точки зрения определения затрат на создание материального и нематериального богатства общества и открывающихся возможностей более эффективного использования имеющихся ресурсов при помощи информации приводит к выводу, что субстанцией экономических явлений является информация, а труд — лишь механизм овеществления информации, отражающий познание материального мира в желаемые формы объектов, процессов, явлений и т. д.
Информационная характеристика результатов человеческой деятельности не вызывает сомнений. Так, осуществляя процесс воспроизводства общественной жизни, люди вступают в определенные связи и отношения. Последние имеют информационную природу, т. е. содержанием всех отношений между людьми по поводу воспроизводства является информационное взаимодействие. Само возникновение и существование человеческого общества изначально обусловлено существованием самой возможности информационного обмена между его отдельными членами.
Предметным носителем определенным образом закодированной информации является процесс труда, производства. Особая целесообразная форма затрат рабочей силы (труда) учитывается определенным образом. Затраты труда на производство товара учитываются и в информационном смысле как конкретное качество и количество затраченного труда, воплощенное в конкретном рабочем времени. Опредмеченные информационные затраты труда на производство товара — определенным образом закодированная информация — получают целесообразную экономическую форму выражения — стоимости и цены. При этом в цену товара в информационном смысле включаются не только совокупные затраты труда, но и их структура, что отражается в соответствующих статьях затрат производства продукции (калькуляция себестоимости).
|
|
Наличие закодированной информации в товаре, продукте очевидно. Так, новинка всегда привлекает внимание потребностью получения информации о ней как с точки зрения ее характеристик, так и процесса ее создания. Про-
Глава
мышленный шпионаж возник и существует именно с целью получения и: формации о новых технологиях, продуктах и т. д., т. е. с целью декодиров ния опредмеченной в них информации.
Весь воспроизводственный процесс по производству товара от исходно] замысла до конечного воплощения протекает под контролем человека, а ш тому носит целесообразный характер. Сама трансформация затраченного тру,л в информационный вид и превращения ее в форму экономических затра! требующих возмещения, возможны лишь благодаря участию человека в да* ном процессе и управлению этим процессом со стороны человека.
Все экономические категории прежде всего — информационные, посколь ку они есть результат целесообразной человеческой деятельности, внутрен ним содержанием которой является информация.
Управленческая деятельность может быть представлена в виде целостш существующей системы информационных взаимодействий персонала фир мы. Овладение и управление механизмом овеществления и персонификацш отношений — это ключ к управлению не только поведением отдельного человека, но и к управлению различными процессами межличностного взаимодействия людей.
|
|
Информация выполняет в управлении такую же роль, как и фары для водителя в ночное время. Фары освещают дорогу впереди, но не снимают необходимости принятия правильных решений и действий. Хотя мы и говорим о том, что менеджер принимает решение для какого-то конкретного случая, на деле он принимает решение на основе информации об этом случае. Управленческая информация имеет своей целью обеспечение интегрированной системы отчетности, дающей каждому уровню управления "нужную" информацию в "нужное время". При этом решения должны основываться на лучшей наличной информации в тех пределах, в которых обеспечение такой информацией оправдано экономически.
Информация сегодня рассматривается как один из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. Как справедливо отмечают исследователи этой проблемы, "информация всегда была ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые проблески восприятия информации в том же аспекте, в каком экономисты рассматривают материю и энергию в качестве ресурсов".
Информация как совокупность нужных сведений и данных для успешного проведения анализа, контроля, принятия и организации выполнения управленческих решений выступает неотъемлемым элементом эффективного управления организационно-экономическими процессами вообще и предпринимательской деятельностью в частности. С одной стороны, она отражает условия, свойства, закономерности, особенности функционирования как объекта, так и его системы управления. С другой, опосредует трудовую деятельность людей, определенные формы отношений между ними, постоянно используется в управлении производством, распределением, обращением и использованием произведенного продукта.
Организационно-производственные системы и их информационное обеспечение 509
Довольно часто понятие "информация" отождествляется с понятием "данные", "сведения", "сообщение". Все эти понятия имеют общее свойство отражать (правда в разной форме) реальные процессы, явления и связи на микро- и макроуровнях, информировать об успехах или проблемах, которые несут новые, более глубокие знания работнику аппарата управления об управляемых процессах. Развитие информации в управлении подчинено получению новых или дополнительных сведений об объекте управления, достаточных для анализа, решения, организации и контроля.
Процедурно управленческая деятельность представляет собой учет, сбор, обработку и выдачу новой информации, способствующей регулированию организационно-производственных процессов и приведению их в соответствие с поставленными целями. Информация в управленческом процессе выступает одним из основных факторов осуществления этого процесса. Как своеобразный специфический продукт и предмет управленческой деятельности, информация имеет такие особенности. Выступая на определенном этапе процесса управления продуктом труда, на последующем этапе она выступает в качестве предмета труда; обладает свойством длительного и многократного применения и при использовании не теряет своих потребительских свойств; имеет способность накапливаться. Информация неуничтожима, она утрачивает свои потребительские свойства с появлением новых сведений, углубляющих знания, т. е. происходит своеобразный моральный износ информации; полезные ее свойства проявляются лишь у потребителя и зависят не только от ценности заложенных идей, продолжительности использования, но и от умения получателя ею воспользоваться; обладает способностью тиражироваться и использоваться одновременно во многих местах и с различными целями; структурные подразделения органов управления являются как потребителями, так и источниками информации. Способы предоставления информации разнообразны; производство ее требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование (копирование) — проста в тиражировании и трудоемка с точки зрения производства.
Информация как таковая может нести в себе как положительные, так и отрицательные моменты, поскольку существует опасность, что решения могут основываться на непригодной информации. Кроме того, в практике часто отождествляются понятия "информация" и "данные". Различия между данными и информацией заключается в том, что данные — это, как правило, сырые факты, которые тогда становятся информацией, когда они обработаны и пригодны для контроля и принятия решений. Информации, в отличие от данных, присуща личностная окраска, она во многом является функцией восприятия. В неспособности оценить этот факт кроется причина разногласий между специалистами и оперативным управленческим персоналом. Данные обычно полезны, если из них можно извлечь тенденции и сравнения. Межфирменные сравнения в одной отрасли могут иметь неоценимое значение, если позволяют узнать об обороте капитала, найме, уровне заработной платы и т. д. Форма предоставления материалов зависит от способности адресата понять
Глава 15
содержание информации (например, лицо, не являющееся бухгалтером, вряд ли поймет профессиональный язык бухгалтерии).
С применением компьютеров многие виды входящих данных могут быть использованы для исходящих, используемых в различных подразделениях или для различных целей. Так, данные контроля запасов полезны для бухгалтерского учета, снабжения, производства и сбыта, данные об уплате труда полезны для бухучета, контроля издержек труда, оборота капитала, пенсий и производства.
В практической деятельности руководителей иногда основной проблемой является не недостаток, а избыток информации. Решению данной проблемы способствует классификация информации по видам. Вся информация, которая относится к рассматриваемому вопросу, называется релевантной. Менеджер, конечно, обращает внимание на гораздо больший объем информации, чем он может использовать для принятия конкретного решения. Эту информацию обозначают как принятую во внимание. Та часть ее, которая имеет отношение к рассматриваемому вопросу, называется использованной информацией.
Информация, которую менеджер принял во внимание, но которая не имеет отношения к решаемой задаче, называется путающейся, поскольку этот вид информации способствует запутыванию вопроса.
В организации, где работает менеджер, может циркулировать гораздо больше информации, чем это нужно для решения конкретных задач. Ее называют бюрократической информацией. Избавиться от бюрократической информации крайне трудно. Путающаяся информация часто используется как предлог для того, чтобы игнорировать релевантной информацией, которая не принята во внимание. Второй причиной ее игнорирования может быть ее труднодо-ступность.
Менеджера должна интересовать в первую очередь релевантная информация. Он должен стремиться всячески уменьшить вероятность того, что релевантная информация будет проигнорирована.
Некоторые менеджеры стремятся проглотить всю доходящую до них информацию. В своей повседневной работе, принимая решения, они сначала спрашивают, какая информация доступна, и только потом, — какая информация имеет отношение к делу. Компьютеры и телекоммуникации способствуют этому процессу. Тем самым объем релевантной информации уменьшается, а объем путающейся информации возрастает. Последняя вообще может парализовать работу менеджера, поэтому он должен прежде всего концентрировать внимание на релевантной информации и лишь после этого анализировать всю доступную. Основная трудность при этом заключается в следующем: "Какую информацию считать релевантной?"
Последнее определяется знаниями менеджера о природе стоящих перед ним проблем, тем, каких теорий он придерживается. Если менеджер плохо разбирается в области, где он работает, ему потребуется большее количество информации. Чем больше менеджер будет понимать систему, в которой он работает, тем более тщательно он будет отбирать информацию. Это означает,
Организационно-производственные системы и их информационное обеспечение 511
что хотя система, созданная специалистом по системному анализу (например система расчета заработной платы), может быть довольно простой, все же активное участие самого менеджера в ее разработке необходимо.
В практике вопросу обеспечения информационных потребностей менеджеров не всегда уделяется должное внимание. Это в значительной мере объясняется сложностью проблемы формализации процедур информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений. Чем выше должность менеджера, тем сложнее задача системного обеспечения его управленческой информацией, так как расширяется круг направлений, которые должны быть охвачены информационным обеспечением, усложняется задача ее интеграции, возникает необходимость в учете личностных особенностей потребителя информации и т. п. От специалиста, который будет решать эту задачу, требуются не только знания возможностей вычислительной техники, математического обеспечения, общих основ теории управления, особенностей конкретного производства, но и личностных качеств соответствующих менеджеров, стиля и методов их работы, умения наладить с ними контакты.
Существует два основных канала информационного обеспечения руководителей: формализованный (по нему циркулирует регламентированная по форме, содержанию и времени предоставляемая информация с достаточной степенью достоверности) и стихийный (по нему руководителям неуправляемо поступает огромное количество самых разнообразных сведений, далеко не всегда объективно отражающих действительное положение вещей: звонки по телефону, устные обращения или ответы, служебные записки, информация многочисленных совещаний).
Промежуточное положение в системе информационного обеспечения руководителей занимает информация, подготовленная по заданию руководителей специалистами по тому или иному вопросу в виде справок, аннотаций, анализов. При правильно организованной системе информационного обеспечения потребность в целевой единовременной информации значительно уменьшается.
Существующая тенденция к непрерывному усложнению современного производства, с одной стороны, усложняет вопросы информационного обеспечения, с другой — существенно повышает роль самой информации как одного из видов производственных ресурсов, ценность которого непрерывно возрастает. Как и любой вид ресурсов, информация требует совершенствования технологии сбора, передачи, обработки, хранения и использования.
Высокоэффективное информационное обеспечение руководства современной фирмы достигается путем создания управленческих информационных систем, охватывающих все уровни управления. Состав и структура создаваемых информационных систем во многом зависит от размера организации. Сложность управления крупными фирмами определяется зависимостью между количеством персонала в компании и числом возможных взаимодействий между ними. Если количество персонала растет в арифметической прогрессии, то число возможных взаимоотношений (взаимодействий) между ними — в геометрической прогрессии. Известный ученый В.М. Глушков, рассматри-
Глава 15
вая зависимость размеров организации от сложности решаемых в ней задач, указывал, что на современном этапе развития общества увеличение сложности задачи управления в организационных системах в п раз требует для ее решения более чем п исполнителей. Если в компании работает 10 чел., то число способов, которыми они могут взаимодействовать, например в обсуждениях один на один, равно 45. При одной тысяче занятых в компании аналогичное число возможных взаимодействий один на один возрастает до 5 тысяч. Чтобы справиться со сложными коммуникационными потребностями, вытекающими из сказанного, многие крупные корпорации за счет внедрения технических информационных средств поддерживают небольшие размеры аппарата и минимальное число уровней управления. В этом случае исчезают условия для слишком больших информационных перегрузок низших уровней управления. Например, в некоторых компаниях США с оборотом от 3 до 6 млрд долл. штат аппарата управления в штаб-квартирах корпораций менее 100 чел., а крупнейшая японская фирма "Тоета" имеет всего 5 уровней управления.
К важнейшим принципам современных информационных систем относятся следующие.
1. Принцип полноты информационного обеспечения руководителя. Любая информационная система — это инструмент технологии управленческой деятельности. С одной стороны, она должна максимально учитывать личностные качества и стиль работы руководителя, с другой — информационные системы не могут быть абсолютно персонифицированы хотя бы потому, что в реальной жизни происходит смена руководителей разных рангов и созданные с их участием информационные системы не могут естественно ликвидироваться и заново создаваться при каждой смене руководителей. Требуется их определенная универсальность, способность адаптироваться к стилю конкретного руководителя без серьезных изменений математического обеспечения и реорганизации банка данных. Из сказанного вытекает второй принцип.
2. Любая информационная система должна обладать свойством адаптации к стилю и методам, применяемым конкретным руководителем.
3. Третий принцип можно сформулировать так: "Математическое обеспечение информационной системы должно предусматривать возможность агрегирования информации по уровням управления и позволять руководителям верхних уровней пользоваться информацией низших уровней".
4. Информационные системы должны строиться с учетом обеспечения максимума удобств и возможностей для непосредственных пользователей. Информационные системы — это типичные человеко-машинные системы. Для них важно по возможности полно регламентировать поведение людей, интеллектуальные способности которых в значительной мере предопределяют эффективность функционирования системы в целом. Это достигается созданием системы организационно-правовой документации, определяющей действия всего персонала.
5. Принцип прямого участия руководителей всех уровней иерархической структуры управления при создании информационной системы.
Организационно-производственные системы и их информационное обеспечение 513
6. Принцип создания в любой обстановке информационной независимо
сти руководителей различных уровней.
Ситуацию, когда руководитель, чтобы узнать о состоянии дел по тому или иному направлению деятельности предприятия должен обращаться за информацией к лицу, возглавляющему соответствующую функциональную службу, следует признать неоптимальной, поскольку во многих случаях информация при этом претерпевает субъективные искажения. Это положение тем вернее, чем сильнее предприятие привержено к работе в режиме "пожарного управления", т. е. управления методом ликвидации нежелательных последствий принимаемых ранее решений, а не предупреждения их возникновения. Практика подготовки многочисленных справок и обзоров как раз и отражает ту обстановку информационной зависимости, в которой вынуждены работать руководители во многих случаях.
7. Принцип информационного равноправия. Стремление быть информи
рованным лучше вышестоящего начальника является для любого руководи
теля естественным, хотя не всегда и осознанным, и отображает факт разделе
ния функций и делегирования полномочий. Этот психологический момент
необходимо учитывать руководителям высшего уровня. Руководители выс
шего уровня с помощью информационной системы управления предприяти
ем получают различную информацию о состоянии производства и ресурсов,
минуя руководство функциональных служб. Это побуждает последних повы
шать уровень собственной информированности, компетенции и положитель
но сказывается на всей управленческой деятельности. В таких условиях на
предприятии начинают ценить и понимать значение информации для управ
ления, что обеспечивает достаточный уровень информационного равноправия,
достоверность и своевременность получения информации.
Успехи в области электронно-вычислительной техники резко способствовали снижению стоимости переработки и хранения информации и созданию интегрированных управленческих систем. При создании интегрированной информационной системы предполагается выяснить: "Кому необходима информация?", "Какая необходима информация и почему?", "Где получить информацию?", "Когда необходима информация?", "Как должна собираться информация?"
Информация требуется всем: менеджерам, принимающим решения; контролерам и прогнозистам, которые должны информировать или инструктировать подчиненных; всем рабочим — об их условиях работы и личных обязательствах; внешним органам, которые по статусу имеют право на информацию о делах компании; держателям акций.
Степень детализации и форма представления информации различаются в зависимости от получателя. Чем выше пост менеджера, тем более общая информация требуется. Более того, она обычно требуется не чаще чем раз в месяц. Например, управляющий директор, скорее всего, потребует месячный отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет. С другой стороны, прогнозист в магазине будет требовать ежедневных отчетов.
33 — 5-1823
Глава 15
Ответ на вопрос: "Почему необходима информация?" дает ясное указание на степень детализации информации. Менеджер часто не в состоянии сформулировать в точных терминах требования к информации, поэтому такая задача ложится на лицо, представляющее информацию. Менеджер надеется, что информация поможет ему принять решение без особого вовлечения его в процесс сбора информации. Однако он желает получить нужную информацию в нужной форме и в нужное время. Источник информации зависит от того, что требуется. Это могут быть данные внешней и внутренней среды, первичной или вторичной информации.
Как должна собираться и обрабатываться информация зависит от характера информации, от того, почему и кому она нужна. В отдельных случаях компьютерные сводки бессмысленны для любого, кроме получателя, в другом случае информация подробно сообщается и иллюстрируется. Вопрос "как?" сочетается с вопросом "как много?" и "сколько?" необходимо собрать информации.
Ответ на этот вопрос снова связан с ответом на вопрос "почему?" Если информация необходима и важна, тогда уместны любые затраты, но если она лишь желательна, то затраты на сбор информации должны сопоставляться с прибылью от использования этой информации. О целесообразности отчета или любой другой информации нельзя судить только на том основании, что он полезен для нужд планирования и контроля. Затраты на его составление не должны превышать вероятных выгод, связанных с его использованием. Суммарные затраты на информацию, оцененные на экономической основе, будут различными в разных компаниях и будут также зависеть от использования методов управления для снятия неопределенности. Снятие неопределенности зависит, кроме всего прочего, и от совершенствования методов управления. Информация не должна распределяться случайным образом и предоставляться всем без исключения. Избыточность информации свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов.
Информацию следует предоставлять тогда, когда ее можно использовать наилучшим образом. Хотя не следует стремиться к скорости ради скорости, постоянно запаздывающая информация может быть бесполезна или вести к действиям, которые не отвечают создавшейся новой ситуации. С другой стороны, нет смысла разрабатывать информацию быстрее, чем ее можно использовать, если только ее более раннее получение не снижает затрат.
Точность информации нужна не ради точности. Обеспечение данными, вычисленными с точностью до копейки, часто противоречит необходимости выдавать данные своевременно и в виде, удобном для оперативного использования. Зачастую время попросту тратиться на вычисления с ненужной степенью точности. В статистических данных по сбыту можно пренебречь копейками, если суммарная ошибка несущественна для цели анализа. Воздействие, которое оказывает отчетность, определяется не только его содержанием, но и скоростью усвоения его (воздействия) смысла. Цель правильного представления должна состоять в том, чтобы, используя знакомый читателю язык, обратить его внимание на важные факты.
Организационно-производственные системы и их информационное обеспечение 515
В типовой компании имеются три главные информационные системы: финансовая, кадровая и материального обеспечения. Основой финансовой системы является наличность компании. Кадровая система занимается информацией о людях. Информационная система материального обеспечения применяется для данных, отражающих приток сырья и товаров в компанию.
Автоматизированные информационные системы имеют три основных вида. Информационно-аналитические системы обеспечивают хранение и поиск информации и облегчают систематизацию накопленных сведений по отдельному кругу вопросов и проблем.
Информационно-справочные, или мониторинговые, системы осуществляют расчеты, позволяющие управляющему контролировать состояние дел. Многие компании, создавая информационные системы, стремятся к организации именно таких мониторинговых систем, имея ввиду возможность получения ежедневных отчетов об уровне производства, запасах, размерах активов, прибылей, результатах маркетинговой деятельности и реализации продукции.
Информационно-советующие системы способны давать управляющему ответы на требующие анализа вопросы: "Почему так произошло?", или "Что будет это означать для компании, если будет происходить таким-то путем?", "Что произойдет, если?" и т. д. Аналитиче-ский механизм системы этого типа обеспечивает использование самой широкой гаммы методов — от простейшей арифметики до сложнейших математических моделей.
Одним из важнейших моментов развития предпринимательства последних десятилетий была разработка и использование по существу новой информационной технологии, основанной на достижениях электроники. В современном толковании термин "новая информационная технология" обозначает не просто компьютеризацию производства, а весь комплекс научно-технических явлений, связанных с нововведениями в области фиксирования, сбора, обработки, хранения и переработки данных, включая ЭВМ, средств связи, телевидение и т. п. Информационная технология представляет собой совокупность современных средств, которые позволяют формировать, направлять и контролировать информационные потоки и связи; это соединение науки с прикладными разработками, посредством которых человек получает возможность лучше понимать окружающую его действительность. С помощью перспективных информационных технологий (телекоммуникации, компьютеры, видеотехника, мультимедиа и т. п.) достигается принципиально новый уровень обобщения, передачи, трансформации, восприятия информации, происходит переворот в средствах интеллектуального труда. В современных условиях уровень информационной технологии в деятельности организации определяется составом общедоступных для ее звеньев баз данных, создаваемых в процессе функционирования организации как системы и интенсивностью их использования. Кроме того, уровень информационной технологии зависит и от возможности доступа к этим базам данных субъектов внешней среды и интенсивности их использования. В сочетании с компьютерной технологией, ее способностью быстро обрабатывать множество данных и технологий спут-
33*
Глава 15
никовой связи, позволяющей общаться через громадные расстояния, создается возможность глобальной передачи множества данных, необходимых для успешной предпринимательской деятельности.
Сегодняшняя революция в информационных технологиях — глобальный процесс, создающий повсеместно новые, невиданные ранее возможности для повышения эффективности управления. Если в середине 70-х годов в мире существовало только 50 тыс. компьютеров, то в 1995 г. — 50 тыс. компьютеров продавалось во всем мире каждые 10 часов. Например, в деловом мире США используется примерно 75 млн персональных компьютеров (не считая 35 млн таких компьютеров, установленных в частных домах). Затраты компаний на использование персональных компьютеров и относящийся к ним сервис за 10 лет удвоились — от 80 млрд долл. в 1984 г. до 160 млрд долл. в 1994 г.
Около 40 % всех персональных компьютеров в мире соединены в информационные сети. Например, одна из них — "Интернет" — стала самой популярной среди руководителей информационной системой в мире: обслуживает до 30 млн пользователей, объединяет 3,2 млн базовых компьютеров. "Интернет", как утверждают ее руководители, может сделать компанию любого размера конкурентной на глобальном рынке, если, разумеется, компания знает, как использовать ресурсы эффективно.
Поток всевозможных публикаций постоянно напоминает менеджеру, что перемены, причем существенные, затронут все стороны предпринимательской деятельности. Поток информации на бумаге и в памяти ЭВМ растет, как снежный ком и, кажется, что предела этому не будет. Весь этот личный опыт скорее смущает менеджера, чем внушает ему энтузиазм по поводу заманчивых перспектив на будущее.
Рассмотрим концептуальную схему, которая может помочь менеджеру упорядочить свои размышления на этот счет. Схема эта представляется простой и очевидной. И тем не менее она вполне способна помочь преодолеть управленческую нерешительность и колебания. Она позволяет четко рассортировать благоприятные возможности и потенциальные источники трудностей, создавая тем самым условия для правильного принятия решений.
Современная информационная технология порождает и возможности, и проблемы самого разного характера. Наиболее общие из них, заслуживающие внимания каждого руководителя, представлены в табл. 32.
Использование информационной технологии для создания уникальных изделий требует глубоких знаний объекта нововведения. Поэтому реализация соответствующих идей должна поручаться собственно "мозговому центру" фирмы. Чужой опыт может служить дополнением к собственным знаниям, но сам по себе вряд ли способен обеспечить искомую уникальность. Передача опыта в форме консультации есть не что иное как продажа знания любому, кто заплатит.
Эффективность работы менеджера зависит как от его умения работать с людьми, так и в равной степени от того, как он работает с информацией. В современном научном мире все более настойчиво проводится идея о развер-
Организационно-производственные системы и их информационное обеспечение 517
Таблица 32. Возможности и проблемы, связанные с информационной технологией
Возможность | Рекомендуемый подход | Средство |
Обеспечить уникальность изделия или услуги | Сосредоточить внимание на совершенствовании с использованием микропроцессоров, продукции фирмы или оказываемых ею услуг | Мозговая атака силами специалистов фирмы (они лучше других знают продукцию фирмы) |
Повышение экономической эффективности деятельности | Сосредоточить внимание на принятие существующих нововведений, которые могли бы снизить затраты | Приглашение консультантов (использование знаний, которые можно купить) |
Проблемы Как отличить релевантную информацию от не релевантной? | Определить ключевые факторы успеха бизнеса и соответственно ограничить поток информации | Комитеты стратегического планирования |
Как избежать парализующего эффекта избытка информации? | Постоянно отсеивать неупорядоченную и бюрократическую информацию | Специальная информационная группа |
тывании на базе современного этапа развития НТР информационно-коммуникационной революции. Для выполнения своих функций организации необходимы эффективные коммуникации. Коммуникации можно определить как способы, при помощи которых люди вступают в контакты друг с другом. Коммуникации — это общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности. Передача информации от одного человека к другому осуществляется с помощью жеста, речи, приборов или в письменной форме (их называют средствами коммуникаций). Через средства коммуникаций информация передается лицам, принимающим решения, а решения их исполнителям. Без коммуникаций не может быть организации, так как без них невозможно обеспечить координацию деятельности людей.
Сеть современных коммуникаций все более полно охватывает земной шар, отдельные страны, отрасли экономики, отдельные предприятия и процессы. Компьютер как средство отправки и получения информации адресатам буквально во всем мире значительно упрощает и гигантски ускоряет процессы обмена информацией. Автоматизация обработки, хранения и передачи информации создает принципиально новую среду для ведения предпринимательской деятельности и подготовки, принятия, выполнения решений. Проблема коммуникаций одна из важнейших в современном менеджменте.
Эффективность информационного обеспечения управления во многом зависит и от способности организационной системы преодолевать информационные барьеры: коммуникационные, языковые, временные, экологические, психологические, организационные, методические.
Глава 15
Создание эффективных коммуникаций как внутри, так и вне организации достигается при помощи хорошо организованного коммуникационного процесса. Коммуникационный процесс определяют как обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Однако, сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей.
В коммуникационном процессе обычно выделяют четыре базовых элемента. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов. Канал — средство передачи информации. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией задача отправителя и получателя состоит в том, чтобы составить сообщение и использовать канал связи для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это сделать трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Этапы процесса коммуникаций (зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование) схематически можно представить следующим образом (рис. 58).
Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, мы проанализируем эти этапы, чтобы обратить внимание на проблемы, которые могут возникнуть в разных точках.
Рис. 58. Простая модель процесса коммуникаций
Первый этап коммуникации начинается с формулировки идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает
Организационно-производственные системы и их информационное обеспечение 519
достаточно времени на обдумывание идеи. Здесь должно соблюдаться правило — "не начинайте говорить, не начав думать". Например, начальник цеха принял сообщение от высшего руководства о том, что компании нужно увеличить производство печатных плат на 10 % без увеличения сверхурочных выплат. Если начальник цеха не сможет сообразить, каким путем лучше всего обменяться этой информацией с подчиненными и направит им это сообщение в точности таким, каким оно было получено, возможны недоразумения. Если руководитель в самом деле продумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к заключению, что рабочие должны понять:
— какие именно нужны изменения — прирост объема производства на 10 % без дополнительных сверхурочных;
— почему нужны эти изменения, иначе они могут сделать вывод, что компания пытается выжать из них больше, а платить поменьше и выразить недовольство;
— каким образом следует осуществить изменения — качество продукции и уровень брака не должны измениться вследствие прироста объема производства, иначе эффективность может снизиться, а не возрасти, как того требует в своем сообщении высшее руководство.
На первом этапе обмена информацией необходимо осознать, какие идеи предназначены для передачи до того, как вы отправите сообщение, и быть уверенным в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели.
На втором этапе отправитель должен с помощью символов закодировать идею, которую хочет передать. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К общеизвестным каналам относится передача речи, письменных материалов, электронные средства связи (компьютерные сети, электронная почта, видеоленты и др.). Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче сообщения по телефону. Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен. Например, руководитель хочет предупредить подчиненного о недозволенности допущения последних серьезных нарушений мер безопасности, и делает это во время легкой беседы за чашкой кофе или в курилке. Однако по этим каналам, вероятно, не удастся передать идею серьезности нарушений столь же эффективно, как официальным письмом или на совещании. Подобным образом направление подчиненному записки об исключительности его достижений не передает идею о том, насколько важен сделанный им вклад в работу, и не будет в той же мере эффективным, как прямой разговор с последующим официальным письмом и премией. Поэтому выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто предпочтительнее использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. В данном случае отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и опре-
Глава 15
дел ять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией. Ориентация на оба канала заставляет тщательно готовиться и письменно регистрировать параметры ситуации.
Второй этап можно сравнить с упаковкой товара. Многие действительно хорошие продукты не находят сбыта, пока не обретут такой упаковки, которую потребитель сочтет понятной и привлекательной одновременно. Аналогично многие люди свои прекрасные идеи не в состоянии "упаковать" с помощью символов и вложить в каналы, значимые и притягательные для получателя. Когда такое происходит, идея, будь она даже распрекрасной, зачастую не находит "сбыта".
На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. Передача является лишь одним из важнейших этапов прохождения идеи от одного к другому лицу.
На четвертом этапе получатель сообщения декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Важнейшая роль в коммуникациях отводится обратной связи. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникационными ролями. Обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Менеджер не может исходить из того, что все, сказанное или написанное им, будет в точности понято так, как он задумал. Менеджер, который не наладит обратную связь для получения информации, рано или поздно обнаружит, что эффективность его управленческих действий резко снижена.
В коммуникациях существует шум, который может исказить смысл информации. Источники шума варьируют от языка до различий в восприятии, из-за которых может измениться смысл в процессах кодирования и декодирования. Может иметь место и сознательное искажение информации между руководителем и подчиненным.
Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение ее смысла. Высокий уровень шума приводит к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. Шум — это любой дополнительный сигнал, непредусмотренный источником информации и искажающий или создающий ошибки в передаче. Сюда включаются стенографические ошибки, ошибки машинисток, опечатки телетайпа, компьютера, неверное толкование произнесенной фразы и др. В устной речи источником информации является мозг, передатчиком — голосовые связки, коммуникационным каналом — воздух, приемником — ухо слушателя, пользо-
Организационно-производственные системы и их информационное обеспечение 521
вателем — мозг слушателя. Шум — это побочные звуки, которые затрудняют восприятие сообщения.
Различают три области проблем в коммуникации. Техническая проблема связана с точностью передачи коммуникационных символов. Семантическая проблема, связанная с выбором таких символов, которые бы наиболее точно выражали желаемый смысл. Проблема эффективности — степень воздействия полученного сообщения на поведение объекта.
Обобщая изложенное в данной главе отметим следующее.
Для успешной управленческой деятельности более важным есть описание состояния предприятия, чем самого предприятия. Проблема состоит в том, чтобы исходя из знания условий в данный момент предсказать состояние предприятия в будущем, и способ, которым это состояние будет достигнуто. Понять процесс функционирования оргнизационно-производственной системы — это значит понять, как входы на предприятии, фирме, корпорации трансформируются в выходы. Например, понять решение как подсистему предприятия, значит понять процесс, с помощью которого входная информация преобразуется в некоторую выбранную альтернативу.
Наибольшую отдачу от инвестиций можно получить только в случае, если они направлены в уже эффективно действующие производственные системы. Если же организация производства на низком уровне, качество низкое, персонал не обладает достаточно высокой квалификацией и не несет ответственности за выполняемую работу, то даже самое современное оборудование и технология не обеспечат роста производства и эффективности. Прежде чем, например, автоматизировать какой-либо производственный процесс, нужно провести рационализацию операций внутри предприятия.
Субстанцией экономических явлений является информация, а труд есть механизм овеществления информации, отражающей познание материального мира в желаемые формы объектов, процессов, явлений и т. п. Содержанием всех отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности является информационное взаимодействие. Возникновение и существование предприятия, фирмы изначально обусловлено существованием самой возможности информационной обеспеченности и информационного обмена между персоналом предприятия, как и между предприятием и внешней средой. Опред-меченные в информационном смысле затраты труда на производство товара как определенным образом закодированная информация получают целесообразную экономическую форму выражения стоимость и цену. При этом в цену товара в информационном смысле включаются не только совокупные затраты труда, но и их структура, отражаемая в соответствующих статьях затрат производства продукции (калькуляция себестоимости). Все экономические категории прежде всего есть информационные, поскольку они есть результат целесообразной человеческой деятельности, а внутренним содержанием последней является информация. Управленческая деятельность представляет собой систему информационных взаимодействий персонала фирмы.
К онтрольные вопросы
Внешняя среда как фактор неопределенности планируемых управленческих действий в организации.
Проектирование жизнестойкой организационно-производственной системы.
Соотношение структуры и системы в теории управления.
Взаимодействие системы с окружающей средой.
Особенности самосовершенствующихся систем.
Неопределенность условий предпринимательства и развитие системного подхода.
Системный анализ как теория решений.
Основные виды неопределенностей в теориях решений.
Природа кризиса организационно-производственных систем с позиции современного менеджмента.
Сфера организационного управления.
Главные элементы организационно-производственных систем и их ролевые функции.
Операционная система. Главный критерий ее эффективности.
Причины, ведущие к несоответствию используемых систем управления рыночным требованиям.
Характеристики наиболее конкурентоспособных систем управления операциями.
Важнейшие характеристики современной технической подсистемы.
Социальная подсистема и ее предназначение.
Роль информации в управлении.
Хаос в организационно-производственных системах.
Информационная природа экономической деятельности.
Соотношение понятий "информация" и "данные".
Классификация информации по видам.
Важнейшие принципы построения современных информационных систем.
На какие вопросы необходимо ответить при создании интегрированной информационной системы в организации?
Что "несут с собой" менеджеру современные информационные технологии.
Коммуникации в жизнедеятельности организационно-производственной системы.
Содержание коммуникационного процесса на фирме.
Модель процесса коммуникаций.