double arrow
История развития свадебного платья

История свадебного платья удивительна и очень интересна. Первыми обладательницами белого подвенечного наряда, хоть и с разницей в несколько веков, стали знаменитые королева Марго, Анна Австрийская, Мария Стюарт и английская принцесса Виктория. Но лишь после того, как принцесса Мура во времена Наполеона стала очередной невестой в белом, этот цвет окончательно завоевал свадебную моду.

С самых древнейших времен свадебное платье было особенным нарядом для каждой женщины. В Древней Греции невесты надевали «пеплос» - белое легкое платье до пят, скрепленное на плечах застежками. На голове девушки лежал венок из живых цветов или покрывало золотистого цвета – прообраз фаты. Древнеегипетские девушки выходили замуж в платье «калазирис» - куске ткани, обматывающем фигуру от груди до пят и с одной бретелькой. Важнее для них было не платье, а украшения, - амулеты, талисманы, браслеты на руку и на щиколотку, диадемы из золота. После падения Римской империи красота физическая ушла на задний план, и невесты, как и все женщины эпохи аскетизма, закутывались в тяжелые ткани, маскирующие фигуру. Наряд невесты состоял из двух туник с длинными рукавами и высоким вырезом. Торжественность события выдавала лишь богатая отделка верхней туники – ее украшали жемчугом, золотом и вышивкой (приложение 4, рис. 1, 2) [http://svadba-msk.ru/info/misc/istorija_svadebnogo_platja/].

В 15 веке «готические» невесты одевали на свадьбу новое платье, по красоте это платье должно было перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе. В этот период красивое свадебное платье было единственной радостью от замужества, так как браки в те времена заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье также являлось частью контракта, в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито – беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом, в моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной животик, надевался он и на свадьбу. На голову невесты водружали головной убор в виде башни – «энен», его обязательно украшала фата до пола, из натурального шелка. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. Свадебная обувь представляла собой ультрамодные ботинки с длинными носами (приложение 4, рис. 3) [http://svadba-msk.ru/info/misc/istorija_svadebnogo_platja/].




В эпоху Средневековья на смену культуре красоты и чувственности человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Платья стали делать из тяжелых тканей, полностью закрывающими фигуру. Тяжелые, полностью закрытые свадебные платья (иногда с высокими воротниками) были разнообразных цветов и оттенков, их богато украшали вышивкой, золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. В эпоху позднего Средневековья (14-15 века) произошло некоторое смягчение суровых нравов и одежда стала более облегающей. В Европе женщины носили длинные, узкие платья из парчи или бархата с большим количеством застежек – такая одежда весьма затрудняла движения. На свадьбу невесты шли в алых, красных или пурпурных платьях. В моду вошли глубокие декольте, шлейфы и вуали, а также длинные, до пола, рукава с прорезями посередине (приложение 4, рис. 4).



В эпоху Барокко силуэт свадебного платья коренным образом изменился, в моду вошла полнота, объемные платья с пышными юбками и рукавами. Самым популярным цветом подвенечного наряда стал золотистый. Платья богато украшались кружевом, ставшего в последствии традиционным элементом украшения свадебного платья. Основным драгоценным камнем стал жемчуг, который вплетали в волосы, надевали жемчужные ожерелья и браслеты (приложение 4, рис. 5).

В начале 17 века в моду вошли гигантские воротники, для пышности под платье невесты поддевали минимум три нижние юбки, а также надевали непременные чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантами. Во второй половине 17 века модными стали свадебные наряды розового, коралловых цветов. Кружевной воротник, «фрэза», являлся важным атрибутом наряда. В 18 веке мода на свадебные платья вновь изменилась и все невесты заказывали исключительно наряды с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. Наиболее популярной цветовой гаммой были пастельные тона: светло-розовый, светло-зеленый, нежно-голубой. Девушки-простолюдинки имели свою моду на наряды и часто выходили замуж в сером платье. Популярны были коричневые, и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь (приложение 4, рис. 6) [http://the-dress.ru/istoriya-svadebnogo-platya/].

В эпоху Возрождения, свадебное платье стало учитывать пропорции тела и его естественные изгибы. Сверху оно деликатно облегает женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии расходится легкими складками. Шикарные платья из белоснежного атласа или серебристой парчи расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Невесты эпохи Возрождения носили много жемчужных украшений и вплетали его в волосы, так как считалась, что он укрепляет семейные узы (приложение 4, рис. 7).

В эпоху Рококо все больше невест выбирали себе серебряные наряды. Юбка достигла апогея пышности благодаря конструкции «панье». При этом корсеты подбирались невероятно узкие, затягивающие невесту в «осиную талию». Грудь при таком корсете практически вываливалась из декольте – впрочем, это не считалось вульгарным, скорее модным. Непременным атрибутом платья был шлейф – его длина определяла статус невесты. В моду вошли напудренные парики и высокие прически (приложение 4, рис. 8) [http://svadba-msk.ru/info/misc/istorija_svadebnogo_platja/].

В конце 18 начале 19 веков произошла очередная смена вкусов – стиль ампир возродил античную строгость форм. В моду вошли платья по фигуре из тонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокий вырез подчеркивает форму груди, а короткие рукава открывают плечи. Основная материя для свадебного платья – белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него. Обязательным аксессуаром невесты становятся белые перчатки до локтя. Образ невесты воплощает романтизм и легкость. Невесомое платье часто носилось с меховым боа или теплой накидкой (приложение 4, рис. 9) [http://svadba-msk.ru/info/misc/istorija_svadebnogo_platja/].

К середине 19 века в моду снова вошел подзабытый кринолин. Свадебное платье украшают многочисленными бантами, кружевами и оборками. При помощи специальной подушечки или каркаса зрительно увеличивали заднюю часть платья (приложение 4, рис. 10). К концу 19 века мода снова сделала крутой поворот – теперь невеста красуется в удобном элегантном платье с высоким вырезом и слегка расклешенной нижней частью. Вышивки, банты и кринолины становятся неактуальны (приложение 2, рис. 11) [http://the-dress.ru/istoriya-svadebnogo-platya/].

В 20 веке со свадебным платьем произошло множество изменений. Начиная сначала века и до 1960-х годов длина свадебного платья уменьшалась. В 20-х годах это девушка-подросток в скромном платье с заниженной талией и шляпке-котелке,в 30-е годы возвращается женственность(приложение 4, рис. 12, 13). В 40-еодежда вновь становится более строгой, с прямыми четкими линиями (приложение 4, рис. 14).В 50-е годы легкий, романтичный образ снова в моде. Кристиан Диор, одевает женщин в приталенные платья миди с пышной юбкой (приложение 4, рис. 15). В 60-е годы20 века платья становятся короче и приобретают лаконичную форму – без украшений и лишних деталей (приложение 4, рис. 16). Стиль хиппи 70-х годов привнес в моду фольклорные мотивы и пристрастие вязаным вещам (приложение 4, рис. 17).

Мода 21 века на свадебные платья стала очень гибкой – теперь в ней соединяются и смешиваются буквально все стили и направления от рококо до авангарда. Выбор цвета и покроя свадебного платья теперь целиком зависит от вкуса девушки, её настроения и фантазии. В день свадьбы, в зависимости от того, какое платье она выберет, невеста может предстать перед женихом и гостями практически в любом образе – от античной богини или воздушной мечтательницы до современной деловой женщины [http://the-dress.ru/istoriya-svadebnogo-platya/].

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времен Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом. Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными, основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой), второй был красного цвета и символизировал радость (приложение 4, рис. 18) [http://www.sestrenka.ru/s832/].

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы, но отличие свадебного было прежде всего в отделке. Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц, птица считалась символом добра (приложение 4, рис. 19).

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук, это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты, но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана одевалась душегрея, щедро украшенная (приложение 4, рис. 20) [http://www.tamadenok.ru/istoriya-svadebnogo-platya-v-rossii.html].

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники. В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей (приложение 4, рис. 21).

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности). Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем (приложение 4, рис. 22) [http://www.sestrenka.ru/s832/].

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм! В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, но цвет мог быть не только красным (приложение 4, рис. 23).

В начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде, традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года. С XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской, русские императрицы венчались в платьях стиля «рококо» и стиля «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды, с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами (приложение 4, рис. 24) [http://svadba-msk.ru/info/misc/istorija_svadebnogo_platja/].

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде, лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен, от свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость. В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, отсутствовало, некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. В 60-е годы с Запада просачивалась мода на «мини», а в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю», в платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова. Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой (приложение 4, рис. 25) [http://www.sestrenka.ru/s832/].

В 70-х годах невесты были очень просто одеты: либо в обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате, фотографии которых представлены в приложении 4, рис. 26.

80-е годы и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт». После распада СССР, появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного (приложение 4, рис. 27, 28) [http://www.sestrenka.ru/s832/].

На сегодняшний день существует большое разнообразие моделей свадебных платьев, появились вязаные платья.Связанное вручную платье выглядит очень нежно необычно и уникально. Платья украшаются бисером, бусинами, пайетками, камнями «Сваровски». Современная индустрия предлагает огромный выбор пряжи – хлопчатобумажная, лен, хлопок, шелк, синтетические и полусинтетические смеси. Нитка очень тонкая, изделия из нее получаются нежные и воздушные, приобретают благородный легкий блеск.Вязаным изделиям несвойственна вычурность, но в их простоте кроется истинная изысканность и элегантность,платьямогут быть комбинированными, о тенденциях вязаной моды более подробно в параграфе 1.4(приложение 4, рис. 29) [http://www.brovi.net/Svad-ba/vyazanoe-svadebnoe-plate].






Сейчас читают про: