double arrow
Категориальный аппарат исследования

На сегодняшний день процесс создания костюма – это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды. Индустрия моды двигается вперед, модельеры всего мира предлагают новые, все более оригинальные коллекции одежды. Понятие «костюм» и «одежда» во многом схожи, но также имеют и существенные различия. Одежда является составной частью материальной и духовной культуры: с одной стороны, это материальные ценности, созданные трудом человека, которые удовлетворяют наши потребности; с другой – это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие человека.

Существуют различные определения понятия «одежда». Суть их сводится к тому, что одежда – это то, что защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, т.е. одежда – это система материальных оболочек, покровов на теле человека. В одежде проявляется индивидуальность человека, содержится первичная информация о ее хозяине [c.6 Плаксина, История костюма].

Вместе с предметами труда и быта, с архитектурными сооружениями одежда отражает развитие производительных сил конкретного исторического периода, национальные особенности экономической и культурной жизни народа, климатические условия страны, представления о красоте. Одежда включает в себя: белье, платье, обувь, головные уборы [7,Плаксина.История костюма].

Археологические раскопки позволяют утверждать, что одежда появилась 40 – 25 тысяч лет назад, т.е. на самых ранних этапах развития человеческого общества [5, Дудникова.История костюма]. Спасаясь от холода, первобытный человек использовал шкуры животных, древесную кору, листья. Эти подручные средства сослужили человеку хорошую службу в борьбе за выживание. Таким образом, создание одежды явилось результатом борьбы за жизнь[5,Дудникова.История костюма]. Ученые выделяют основные формы одежды:




– драпированная, наиболее древняя форма одежды, окутывающая тело и удерживающаяся посредством поясов, повязок, застежек (Древняя Греция, Древний Рим);

– накладная, более сложная форма, где полотнища ткани перегибали вдоль основы и сшивали по бокам, оставляя прорези для рук и вырезая горловину (Византия);

– распашная форма одежды, имеющая разрез сверху донизу (Московская Русь) [7, Дудникова.История костюма].

C понятием «одежда» тесно связано понятие «костюм» – это гармоничный ансамбль, представляющий собой систему элементов, предназначенных не только защитить человека от воздействия среды, но и выявить его индивидуальность с помощью информационно-эстетических свойств. Костюм несет в себе образ, идею,он говорит об уровне развития художественного вкуса хозяина, его психологии, материальных возможностях и даже о его внутреннем состоянии в определенные моменты [7, Плаксина, История костюма].



Костюм включает в себя все то, что надето на человеке одновременно: платье (в широком смысле этого слова), обувь, аксессуары (головной убор, пояс и т.д.), а также прическу, макияж и украшения. Только в том случае, когда все это подобрано в соответствии с законами композиции и правилами гармонии, мы можем говорить о костюме как о гармоничном, образно решенном ансамбле. Понятно, что не каждый человек (индивидуум) обладает знаниями законов композиции, но тем не менее, развитый художественный вкус и интуиция часто подсказывают человеку, как и что на себя надеть [7,Плаксина. История костюма].

Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа, или этноса, а также с социальным положением, поведением и образом конкретного человека, выражая его индивидуальность. О. Уайльд говорил: «Костюм является эволюцией и самым важным признаком, по которому мы можем судить о привычках, обычаях и образе жизни каждого человека» [3, Дудникова.История костюма].

Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую. Важной функцией костюма является знаковая, так как костюм является особым видом коммуникации, т.е. сообщает окружающим информацию о человеке: его социальном статусе, политических пристрастиях, религиозной принадлежности, эстетическом вкусе, культуре. Характерные особенности костюма описаны в таблице 1 [6, Ермилова.Моделирование и художественное оформление одежды].

Таблица 1.

Характерные особенности костюма

Особенности Характеристика
Возрастные особенности Обозначают или маскирует возраст человека; национальный костюм четко определял возраст, например цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском женском национальном костюме
Социально-половые особенности Практически в любом национальном костюме обозначен не только пол человека, но и его семейное положение. В традиционном обществе попытки носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла
Сословные особенности Обозначают сословную (групповую) принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека
Профессиональные особенности Обозначают профессиональную принадлежность человека, указывает на род его занятий
Региональные особенности Указывают на климатические особенности региона, образ жизни и национальные традиции проживающих в нем народов
Религиозные особенности Указывают на религиозную принадлежность человека

Индивидуальный выбор костюма свидетельствует об образовании и общей культуре человека, о его социальном происхождении. В современной моде отсутствуют прежние эталоны «хорошего вкуса», но сохраняет свое значение понятие «культура одежды», которое предполагает, прежде всего, соответствие костюма ситуации, в которой находится человек. Кроме того, в костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа[с.9, Гусейнов.Композиция костюма].

Одним из основных понятий, связанных с эволюцией костюма во времени и в человеческом обществе является понятие «стиль». Можно выделить так называемый стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера, фирменный стиль. Стиль (от латинского «стержень») – а) художественный (исторический художественный) стиль, выражающий эстетические взгляды и представления людей, отразившиеся в архитектуре, искусстве, декоре и костюме на определенном этапе развития человеческого общества (романский стиль, стиль барокко и другие); б) индивидуальная манера человека одеваться, держаться, иметь свой имидж (суть, стержень, которые всегда остаются признаком индивидуальности человека) [7, Плаксина.История костюма].

С понятием «стиль» связано понятие «стилизация» – художественный прием при создании новых произведений искусства. Стилизация – намеренное использование формальных признаков и обратной системы того или иного стиля в новом необычном для него художественном контексте [15, Ермилова.Моделирование и художественное оформление одежды].Стилизация является важной характеристикой, если речь идет о дизайне. Дизайн – творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека [8, Ермилова.Моделирование и художественное оформление одежды].

Дизайн одеждыодно из направлений дизайн-деятельности, целью которого является проектирование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека [8, Гусейнов.Композиция костюма].В зависимости от того, что является объектом проектирования, дизайн одежды подразделяется на дизайн костюма, трикотажных изделий, обуви, головных уборов, аксессуаров, украшений и т.п.

Дизайн костюма – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств предмета одежды, в том числе: внешних черт изделия; структурных и функциональных взаимосвязей, которые превращают изделие в единое целое, с точки зрения потребителя и изготовителя [http://www.naukom.ru/articles/375/]. В области дизайна костюма работают следующие специалисты (рис.1).

Специалисты
Дизайнер
Модельер
Кутюрье
Cпециалист по изготовлению моделей одежды, образцовых экземпляров одежды [10, Гусейнов.Композиция костюма].  
Создатель коллекций одежды «от кутюр» (высокой моды) – уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в домах высокой моды [7, Ермилова.Моделирование и художественное оформление одежды]
Специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды (8, Ермилова.Моделирование и художественное оформление одежды)


Рис. 1. Специалисты, работающие в сфере дизайна.

Дизайнер, основным содержанием деятельности которого является создание культурных образцов, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, должен иметь целостное представление о природе такого феномена, как мода. Дизайнеру одежды для успешной работы в модной индустрии особенно необходимы знание основных закономерностей моды, понимание моды как социального явления, знакомство с социально-психологическими и экономическими аспектами ее развития, с основными методами прогнозирования моды, а также знание инновационных и циклических механизмов модных изменений.

Все это дает возможность не просто копировать или создавать модные образы, а осознанно влиять на моду и управлять ею. Мода, являясь важным фактором эволюции не только костюма, но и современного общества в целом, выступает в качестве одного из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе [42, Гусейнов.Композиция костюма].

Разрабатывая современный вязаный костюм нам необходимо изучить историю вязания, виды пряжи и требования предъявляемые к одежде, об этом более подробнее в следующем параграфе.






Сейчас читают про: