Требования, предъявляемые к современному платью и технологические особенности изготовления вязаного свадебного платья

Момент возникновения искусства создания из нитей пряжи настоящих шедевров при помощи спиц и крючка доподлинно неизвестен: ввиду специфики исходного сырья вязаные изделия подвержены процессам гниения. Однако назвать вещь, обнаруженную археологами при раскопках древних городов в числе первых, вполне реально. Это был крохотный детский носок, созданный примерно за 2000 лет до н.э. эллинами, связанный по примеру варежки – с отдельным чехлом для большого пальца ноги. Другие исследователи утверждают, будто вязание как вид рукоделия появилось на тысячелетие позже, и родиной его является загадочный Египет.

Лучше всех народов мира навыками древнего искусства обладали жители стран Ближнего Востока. Их умение было по достоинству оценено европейцами: мусульмане работали в дворянских поместьях по найму, обвязывая высокопоставленных особ с семьями с головы до ног. Качество производимой ими одежды вызывало искреннее восхищение. Изделия ручной работы несколько отошли на второй план в конце XVI века, когда на смену ловким человеческим пальцам пришла машина, легко имитирующая труд вязальщиков (изначально данным видом рукоделия занимались мужчины) и вязальщиц. Правда, это касается лишь спиц: техника с использованием крючка ввиду сложности была и остается неподражаемой. С этого момента вязаные вещи стали доступными в цене всем слоям населения, но полностью затмить рукотворные предметы станку не удалось, ведь данный способ более трудоемкий, а значит – дорогой [www.list7i.ru].

Наравне с Европой вязание развивалось и на русских просторах, особенно были распространены теплые изделия из шерсти (рукавицы, носки) и ажур, созданием легких витиеватых «паутинок» европейцы увлекались ничуть не меньше, это брюссельские и ирландские кружева. В наши дни как никогда популярна ручная вязка независимо от используемого инструмента. Рукоделие при помощи спиц располагает множеством узоров, однако, независимо от эпохи всегда актуальны три основных разновидности. Во-первых, косы: узкие и широкие, простые и сложные, комбинированные - способные украсить в основном зимние варианты одежды. Во-вторых, ажурные узоры, удачно вписывающиеся как в межсезонье, так и в период знойного лета. Третья разновидность вязки спицами – это жаккард, вещь, выполненная с использованием данной техники, представляет собой комбинацию различных цветов и изображений [www.list7i.ru].

В вязании крючком, можно выделить ряд преимуществ: в руке удобнее держать именно крючок; по сравнению с вязанием спицами создавать вещи намного быстрее; коллекция узоров шире; готовые изделия более прочные. Наиболее ходовым является выполнение работы простым крючком, а тунисское вязание, требует использования специального длинного крючка. Весомое отличие тунисской техники от обычной состоит в том, что петли, участвующие в работе, постоянно находятся на крючке, напоминая особенности вязания на спицах. Оригинальным является вид рукоделия, осуществляемый при помощи вилки, с ее помощью создают полоски нужной длины с располагающимися по бокам вытянутыми петлями, последние служат местом соединения полученных фрагментов друг с другом.

Ирландское кружево создано для вязания кружева крючком, ошибочно его называют «венским гипюром» [Журнал мод. Рукоделие №5 (478) 2005]. Фрагменты кружева вывязывают по отдельности, затем раскладывают на эскизе и соединяют решеткой, отдельными бридами или группами брид (способ сборки). Начало вязания элементов очень схожи с техникой «фриволите», сближает эти техники то, что в обоих случаях присутствует каркасная (ведущая) нить, эту нить при помощи крючка обвязывают плотными петельками (рабочая нить). Это отличие ирландского вязания от других видов вязания крючком, где в основе всегда лежит воздушная цепочка, позволяет создать более тонкий узор. Вторая особенность, это возможность получения объемного узора, детали которого могут располагаться друг над другом, это относится к различным видам розеток [61, Вяжем крючком: более 220 образцов/Пер. с англ.].

Изобретение способа принадлежит мадемуазели Риего де Бланкардье, дочери франко-испанского дворянина. Она придумала, как делать кружево, которое напоминало Венецианское, но могло выполняться крючком, что очень ускоряло производство. Кусок кружева, который требовал, по крайней мере, двести часов для изготовления иглой, мог быть связан всего за 20 часов. В 1846 году Риего де Бланкардье издала первую книгу ирландских образцов вязания крючком [https://alimero.ru/blog/hobby/irlandskoe-kruzhevo.4201.html дата обращения 04.04.14].

Новая техника получила широкое распространение, и вскоре целые семьи были заняты вязанием кружев. Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику (см. Приложение 1).

Главная ценность ирландского кружева в том, что до сих пор остается ручной, индивидуальной работой. Настоящее ирландское кружево требует трех нитей разной толщины: средняя – для изготовления самого мотива; толстая – для вспомогательной нити, на которой вяжется мотив; тонкая – для вязания сеточки либо более тонкого мотива. В наше время, в основном, вяжется упрощенный вариант ирландского кружева, который сохраняет лишь идею модульного вязания, несколько утратив сложность и тщательность исполнения [Максимова М. В. Вяжем вместе /М.В. Максимова// М: Русская книга, 1994.-С.175].

Далее нам целесообразно рассмотреть свойства пряжи по видам сырья, из которого она состоит, так как именно состав наиболее характерно отражает такие показатели как износостойкость, эластичность, сминаемость, упругость, матовость и блеск, пластичность и др., которые влияют как на потребительские качества будущего изделия, так и на эстетику изделия.

Пряжа изготавливается как из натуральных или природных волокон, таких как шерсть или хлопок, так и из синтетических волокон, которые вырабатываются из нефти, угля или древесины. Тип волокон, используемых при изготовлении пряжи, нередко именуется ее «содержанием». Именно содержание пряжи определяет то, какова она на вид, на ощупь и насколько комфортно будет носиться готовое изделие (приложение 2) [17, Ванесса-Энн.Как научиться вязать].

Натуральным видом сырья является шерсть. Под шерстью в текстильной промышленности понимается овечий волос, а если в конкретном случае подразумевается что-то другое, то обязательно оговаривается, шерсть какого животного имеется ввиду. Шерстяная пряжа самая распространенная и популярная пряжа для ручного вязания, она является хорошим теплоизолятором, так как воздух, содержащийся между микроскопическими волокнами шерсти, сохраняет прохладу летом и тепло зимой. Если изделие из шерстяной пряжи растянуть или сложить, то потом оно примет изначальную форму, поскольку волокна не рвутся. Неровные петли можно разгладить при помощи отпаривания. Шерсть мягка на ощупь, ее можно окрасить в различные цвета и спрясть из нее нить разной толщины (приложение 2, рис. 1) [4,Ляхова].

Хлопок – растительное волокно, они отличаются гладкостью и скользкостью. Естественный блеск и способность к окрашиванию делают хлопчатобумажную пряжу популярным материалом для вязания (приложение 2, рис. 2).

Вискоза производится из растительной целлюлозы, вискозная нить очень скользкая и красиво блестит (приложение 2, рис. 3).

Шелк – материал нерастительного происхождения, однако по многим своим качествам схож с растительными волокнами. Он отличается красивым блеском, и изделия из него весьма приятны на вид и ощупь (приложение 2, рис. 4).

Лен, т.е. волокна, содержащиеся в стебле этого растения, до недавнего времени не имели широкого применения в пряже для ручного вязания, однако в последние года льняная пряжа стала модной. Льняная пряжа тяжелая, жесткая и очень «мнущаяся». Она используется, в основном, для вязания летних вещей, т.к. обладает хорошей гигроскопичностью (приложение 2, рис. 5).

Синтетическими называются искусственные волокна – полиэстер, акрил и нейлон. По виду и на ощупь они могут воспроизводить соответствующие качества натуральных волокон. Синтетические виды пряжи менее аллергенны, однако на них быстрее образуются катышки, а при нагревании синтетическая пряжа невосстановимо теряет упругость и объемность (приложение 2, рис. 6).

Сочетание двух и более видов волокон образует так называемую смешанную пряжу. Хлопок часто смешивают с другими натуральными волокнами, чтобы противостоять растягиванию. Шелк часто сочетают с другими природными волокнами, чтобы справиться с таким его нежелательным качеством, как скользкость и склонность быстро распускаться при случайной потере петли [4, Ляхова].

Текстура пряжи напрямую соотносится с ее толщиной и содержанием волокон, однако именно способ, используемый при прядении, создает ту или иную текстуру. Буклейная пряжа, извилистая или петлистая фасонная пряжа, изготавливаемая на основе одной или нескольких нитей, вокруг которых другая нить обвивается спиралью с разным натяжением. Пряжа-синель образует полотно с ворсистой, бархатистой поверхностью; она прядется из хлопка, вискозы или акрила. Синель бывает с длинным и коротким ворсом. Спиральная пряжа, тонкая нить закручена вокруг толстой. Меланжевая пряжа состоит из смеси разноцветных волокон. Крученая пряжа, или витушка, делается из двух или более нитей различного цвета или разновидности, скрученных вместе. Узелковая пряжа скручена вместе с узловатой, усаженной петельками нитью, которая к тому же нередко окрашивается в цвет, отличающийся от цвета основной пряжи. Ленточная пряжа обычно делается из хлопка или вискозы, она бывает разной ширины [18, Ванесса-Энн.Как научиться вязать].

Успешное использование цвета в вязании появляется с опытом, путем проб и ошибок, нет правильных или неправильных сочетаний. Цветовой круг может оказать большую помощь при выборе цвета (см. Приложение 3). Все цвета происходят от трех основных: синего, красного, желтого. Оттенок, это название цвета; насыщенность, это степень наличия чистого пигмента в цвете; интенсивность, это степень яркости оттенка. Дополнительные цвета расположены на противоположных секторах цветового круга, а сходные цвета рядом друг с другом [19,Ванесса-Энн.Как научиться вязать].

Наиболее популярными в новом сезоне лидирующую позицию занимают роскошные пряжи – кашемир и мохер, лен и хлопок. Эти нити обладают наилучшими характеристиками, красиво смотрятся в изделии, экономически целесообразны и наиболее популярны.

Далее нам необходимо изучить требования предъявляемые к вязаной одежде. Практически все существующие классификации требований к одежде, в том числе и к вязаной, представляют собой совокупность потребительских и производственных требований. Комплекс таких требований можно представить в виде укрупненной схемы, изображенной на рисунке 2 [8, Куренова.Конструирование одежды].

Требования
Потребительские
Производственные
 
 


Рис. 2. Комплекс требований предъявляемых к одежде

Потребительские требования представлены социальными, функциональными, эргономическими, эстетическими и эксплуатационными.

Социальные требования определяются спросом покупателей на целесообразный ассортимент одежды, отвечающий основам общественного воспитания и доказавший конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке [8, Куренова.Конструирование одежды].

Функциональные требования характеризуются требованиями соответствия одежды конкретному назначению (по композиционному строю модели, конструкции и материалам, возрастным особенностям телосложения взрослых и детей, их облику и психологическому развитию). Кроме того, характер модели, ткань, отделка, цветовое решение должны отвечать вкусам потребителей [8, Куренова.Конструирование одежды].

Эргономические требования включают следующий комплекс: антропометрические, гигиенические и психофизиологические требования.

Антропометрические требования заключаются в соответствии одежды размеру, форме тела, пропорциям, особенностям строения фигуры разных возрастных групп, характеру выполняемых движений. Это значит, что конструкция изделий должна строиться на основе размерной типологии и обеспечить максимальную свободу движений при ограничении перемещения одежды относительно тела.

Эстетические требования: соответствие тенденциям моды (цвет, фасон, материал), соответствие назначению, сезонности, возрасту, пропорциям и т.п.

Эксплуатационные требования достаточно важны и характеризуются устойчивостью одежды (ее формы, материала, конструкции, деталей, краев и швов) к трению, сминанию, разрыву, изгибу, химчистке, стирке.При проектировании новой модели учет этих требований осуществляют выбором рациональных конструкций функциональных элементов и правильным подбором материалов [11, Куренова.Конструирование одежды].

Производственные требования, предъявляемые к одежде, можно разделить на конструкторско-технологические и экономические.

Конструкторско-технологические требования определяют технологичность конструкции швейного изделия, затраты труда и сроки изготовления модели. Важным средством, стимулирующим процесс производства, является стандартизация и унификация деталей, отдельных конструкций, узлов. При помощи вариации элементов, сохраняя конструктивную основу, можно добиться образной новизны модели. Работа по унификации деталей одежды – это метод моделирования семейства моделей на конструктивной основе. Технологичность изготовления определяется возможностью использования в процессе производства оптимальных и экономичных технологических процессов, наиболее удобных приемов и способов обработки изделий [11, Куренова.Конструирование одежды].

Экономические требования учитывают показатели производственной экономичности (затраты на изготовление модели) и потребительские расходы на эксплуатацию изделия (расходы на химчистку, стирку и восстановление), а также вопрос о надежности изделия (долговечности и универсальности) [12, Куренова.Конструирование одежды].

В технике вязания можно вязать любой костюм, поэтому в своей дипломной работе мы обращаем внимание к ручному вязанию, к разработке свадебного вязаного платья, поэтому далее нам целесообразно рассмотреть историю развития свадебного платья и об этом более подробнее в параграфе 1.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: