Многомерность ф-на Ф, статус и функции Ф в совр мире

Ф – ф-н в культуре человеч общ-а, особая область знания, Ф это знание кот, будучи фрагментом духовной культуры общ-а (кот нацелено на освоение с-мы Ч-М) претендует на выявление глубин принцов бытия Ч и мира, и связей в этой системе ч-м.2. Как явление духовной жизни общ-а это оч сложн системное образование, кот можно характеризовать с разн сторон, вот отсюда эта многомерность, с одн стор мы все не охватим, в разн ракурсах, в разн плоскостях можно характеризовать этот ф-н. Напр Ф в каком плане можно характеризовать: в истор срезе можно говорить о классической и о постклассической Ф, сквозь срез стратегий развития классики и постклассики. 3. Меняется пробл-ка в эт плане мож говорить о многомерности Ф, это ее разн функции: мировоззренч, методологичя, социально-критическая (каждая из них подразделяется в разн вариациях, напр, методологическая: с одн стор это аккумуляция знаний и построение на основании ее научн картины мира, с др стор это выработка основополагающ принцов, воплощающихся в разв естествознания опред истор периода, в 3-их это разработка категориального логического ап-та, прояснение этого ап-та).4. Меняется пробл-ка, во первых смещаются акценты, более того проблемные поля преумножаются: новые актуальные проблемы – проблемы коэв-ции прир и Ч, проблемы связанные со становлением и развитием инф-ого общ-а, проблемы связанные с информацинной компьютерной революцией, цел ряд нов морально-этич проблем, не только автоназии, все биотехнологии туда же относятся, еще проблемы цивилизационного развития, разл типов цивилизационной динамики, все большее и большее значение в наш жизни занимает виртуальн реальность, возникает так называемая виртуалистика, раньше в виртуальной реальности было только чел С, теперь эта виртуальная реальность в качестве своего субстрата избирает не человеческие с-мы, наука играет все большую роль, отсюда Ф науки, Ф техники развивается, пробл-ка – наука как сп-б постижения мира, ст-ра науч знания, методы науч позн-я, социодинамика науки, специф науч описания, ст-ра научной теории, проблемы науч сообщ-а, все что связано с наукой как знанием, деятельностью и социальным институтом. Соц статус в совр мире – не такой как раньше, т.к. общ-во меняется. На этапе классической Ф – западноевропейская Ф выступала вот этим «обоснованием» проекта просвещения, она несла с собой мысль о возм-ти позн-я мира и преобразования на разумных началах, она обосновывала эту возм-ть исследуя природу и самого Ч и обосновывала этот тезис, кот сквозным образом проходит через всю культуру техногенного общ-а вплоть до XXв, «Мы мир познаем и в состоянии его разумно преобразовать»– Огюст Конт, основатель позитивизма, посмотрите какие критерии, 20гXIXв строит социальную физику, где отношения между людьми уподобляются отношениями в системе мат точек, там точно так же действуют приложенные силы, рез-т; вот калька науч сознания на понимание соц сознания, это первые попытки подойти с научной позиции, какие – это др вопр. Дальше, что происходит с самим общ-м? Проект просвещения не приносит желаемых рез-тов и все больше обнаруживает издержки: природу загрязнили, изуродовали, климат изменили, в XXв осуществили геноцид по разному принцу и разрушительные войны продолжаются не смотря на то что они носят локальный характер, они настолько существенны, что некот из них называют уже разворачивающееся 3-ей мир войной, Ч стал массовым Чом, одномерным, проц глобализации приводит к постепенному уничтожению этнических образований, культур и многие др издержки научно технического прогресса и развития техногенной Ц. Проект просвещения с одн стор оч хорошо воплощен, живем в др условиях нежели предшественники 3 столетия тому назад, а с др стор эти надежды целиком и полностью не оправдались. В таких случаях сразу начинают искать виновного, Ф не выполнила своего предназначения, Ф не оправдала надежд, Ф превращается в лит творчество, в словесн игры. Вот эта позиция за собой имеет тот кризис, кот переживает не только соврем Ф, но и вся дух жизнь общ-а. Все культурные программы, мы находимся на точке бифуркации, перестраивается и долж перестроиться геном Ц, даже затрагивается незыблемое, святое – наука, Наука виновата, наука зло, науку надо изменить, в лучшем случае придать ей гуманистическую окраску, т.к. она гуманистически не окрашена, а вообще сильны антисаентистские настроения в разн версиях, вплоть до появления псевдонауки, отрицания роли и значимости науки в совр мире. И в этих условиях табу с Ф не снимается, он по разному оценивается, ее предназначение по прежнему остались практически теми же, но они разн на разн этапах развития. Напр в XVIIIв осуществлялось освобождение от религиозных пут, вот эта задача кот осуществлялась Французским просвещением, осн функция была – мировоззренческая, в современных условиях, когда общ-м переживается крупнейший цивилизационный сдвиг осн функция – социально критическая: анализ наличного состояния чел общ-а, и Ч в эт мире, не только в соц среде, и попытка прогнозировать, предвидеть, нарисовать возможные версии дальнейшего развития, отсюда в современной Ф вот эти исследования получают приоритетное значение в современных условиях, то, что называется глобалистикой в частн, поскольку мы стоим в истоках формирования нового типа по видимому цивилизационного развития, это в данном случае перестройки оснований нашей Ц, и в завис от того, как выражался Тойнби «Как интеллектуальная элита сможет ответить на этот вызов» с больш буквы, от этого зависит не только благополучие отд гос-в, отд Ц, от этого зависит соществование совр чел общ-а, угрозы становятся достаточно весомыми, вот соврем глобалистика кстати говорит о том, что Ч жил в мире опасностей(со стор прир), то сег Ч живет в мире риска, риск связан с теми условиями кот мы создали сами, опасность исхоит не извне, она исходит из нас самих. Вот вызов, с кот сталкивается чел общ-во, он и описывается в современной культуре, кстати не только в Ф, но и в религии. Идет увлечение заинтересованности ортодоксальными, восточными религиями – это поиск нов оснований для будущего цивилизационного развития.

Фил.-это слож. и изменч-й ф-н культ., кот.нельзя идентифиц-ть ни с одн ее формой. Она может сближаться с наукой, иск-вом, религ., иногда даже принимая их облик и внеш.опред-ть. Но фил.нельзя срав-ть ни с одн из этих форм культ.или их синкретичной совокуп. Она предст-т собой уник-й дух.ф-н,т.к. ее фунд-ой интенцией явл. осмысл-е и рацион-ия различ. образов мира и чел., слож-ся в важн-х сферах дух.культ. В совр. фил. разраб-ся принц-но новые интерпретации прир и соц. мира, обосновываются новые цели и идеалы чел. д-ти и общ-я, разрабат-ся новые перспект.самого чел. Предпосылки д/формир-я этих мировоззр-их ориент-ий созд-ся внутри самой техногенной цив-ии и связаны с ее изм-ем от индустр-ой к постинд-ой фазе разв-я. При эт особ знач. приобрет-т след-е тенденции социодинамики: а) становл-е глобальной цив-ии и взаимод-е различ. культ. и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентир-ных на силовое преобраз-ие прир и об-ва; в) форм-е этики ненасилия и культ. общечел-их ценностей; г) радикальные изм-я в сфере науки и науч.ой рацион-ти, напр.на созд-е гибких и Чоразмерных техн-й д-ти и методологий мышл-я.1. Мировоззр-ая ф-я философии сост. в том, что она выраб-ет обобщенную сист.взглядов на мир и место в нем чел., исслед. формы практич-го, познав-го и ценност. отнош. чел. с действит-тью, обоснов-ет принцы этих отн-ий, разраб-ет цели и идеалы разв-я чел-го об-ва и культ. 2. Методологич-я ф-я фил. сост. в разработке науч. картины мира, обоснов. образа позн-я и формир-ии обобщенной модели взаимод-я науки, об-ва и чел. Направления:Кумулятивная ф-я означ-т обобщ-е и интеграцию совокупного науч. знания и формир-е на этой основе общенауч. картины мира. Регулятивно-эвристическая ф-я проявл-ся в разраб. с-мы принцов и норм науч.-познават. д-ти, призванных оптимизировать исслед-кий поиск и задать ему методологич-е ориентиры. Логическая ф-я сост. в разраб. категориально-понятийного ап-та науч. мышл-я, кот. исп-ся в ситуациях революц-ой смены парадигм и исслед-ких программ в науке д/осмысления и экспликации её предмета, ср-в и методологич-го потенциала.3.Соц-критич-я ф-я фил. сост. в том, что она оказ-т знач. влияние на формы и принцы орг-ии соц. жизни, обосн-ет стратегич-ие цели и приоритеты разв-я об-ва и культ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: