Ф, мировоззрение, культура. Прир философских проблем

Ф – ф-н в культуре человеч общ-ва, особая область знания, кот истоками уходит в глубокую древность, сер 1 тыс до н.э. в эпоху осевого времени по Ясперсу. Ф - знание кот, будучи фрагментом дух культуры общ-а (кот нацелено на освоение с-мы Ч-М) претендует на выявление глубин принцов бытия Ч и М, и связей в этой системе Ч-М. В эт своем качестве она оформляется в сер 1 тыс до н.э. в противоборстве с такими формами освоения мира как мифология. Ф как и мифология – опред тип мировоззр. Мировоззрение - представление Ч о мире, о Ч и о своем месте в эт мире. МЗР обл сложной внутр организацией. Стр-ра МЗР – знания, убеждения, ценности, эмоционально-чувственная компонента. Мир для Ч ценностно окрашен, эмоционально представлен. В эт специф мировоззрения. МЗР развивается вместе с эв-цией чел общ-а, структурировать можно по разному а) (обыденное мировоззрение, теоретическое мировоззрение). Формы МЗР: б) общ-ное, индивид. Типы МЗР в истор плане, в) исторически первым типом мировоззрения выступает мифология, затем религия, Ф, и затем наука, но это спорно. Ос-сти мифологии: превалирующими над знаниями были убеждения и эмоции, синкретизм – разн версии понимания мира, ориентации на разл фрагменты мира сплавлены единое целое и знания, и убеждения, и эмоции, и представления Ч. Миф апеллирует к воображению, эмоциональной сфере Ч, не к рациональному, не к чел интеллекту. Отлич черта – образность, художественность, яркость. Наделяет мир сверхъестественными качествами, обожествляя мир. Ориентация на генезис мира: ориентация не на то как устроен мир, а как он произошел. След этап – сер 1 тысячелетия до н. э. С 8-6 век рождаются религия и первые фил. знания. Китай – конфуцианство, даосизм, Индия – Буддизм, Иран, Персия – заостризм(огнепоклонники- религиозно-фил. концепция с больщим превалированием религиозности, сохранились до середины 20 века, проторелигия, первобытные формы религиозных культов), ближний восток, Палестина – появляются пророки, и предпосылки для возникнов мир религий – религий спасения (указывают Чу его земной путь ведущий к спасению, регламентируют его поведение в мире.В Греции, это же время появляются первые фил с-мы, эту сп-бствовало зарождение полисов. Начало зарождения истории. Изменилась социальная практика начинают зарождаться гор поселения, информационно избыточная среда (она необходима для зарождения науки). В земледельч культуре наука не развивается. Наряду со скотоводством и земледелием возникает ремесло, усиливается интенсивность обмена, возникает торговля, стремительно меняется ст-ра общ-а, помимо полово-возрастной ст-ры, кот существовала до этого возникает социально-классовое деление (касты, классы, сословия). Этот нов принц деления об-ва обнаруживает недостаточность мифологии. Миф консолидирует всех членов маленького об-ва, миф задает единое представление о мире и том что такое хорошо и что такое плохо. Это социальные эталоны, проц социализации идет в русле этих эталонов. Что касается разделенного по другим критериям об-ва такой синкретичный взгляд на мир не устраивает новое об-во, и картина мира возникает с позиции разн социальных групп, разн соц сил, разн сословий и в этой связи само МЗР структурируется, усложняется и появляются такие его типы как религ и философ МЗР. В основе возникновения нов типов мировоззрение события происходящие в соц жизни. Рел как тип МЗР – специф явл-ся обособление 2 миров естественного и сверхестественного, прир и сверхестественного, реального и дух, приоритет веры над разумом (принц патристики – верую ибо абсурдно), это выполнение культовых обрядов, следование моральному кодексу. В эт плане Рел выполняет цел ряд функций в усложняющемся соц орг-ме. Наряду с рел, в контакте с ним развивается фил МЗР. Осн черты фил. МЗР: превалирование рацион над эмоцион, духовным. Люб Ф призывает не слепо верить, а рассждать, анализировать, в отличии от миф и рел нуждается в обосновании, выработке логических, гносеологических, и разн др сп-бах обоснования полученных знаний, теоретич форма постижения мира, она не может существовать без развернутой с-мы логических обоснований. Миф. и рел. предлагают догматы следование кот безусловно. След черта Ф –рефлексия – самокопание, рассмотрение самое себя со стор, взгляд критический, оценивающий, предполагающий как полож, так и отрицат оценку. Критицизм – еще одна черта фил. Рефлексия, критицизм, пересмотр не только рез-тов но и методов кот эти рез-ты были получены – отл. черта фил. В эт Ф близка к науке. От науки тоже отличается. Если взять на рассмотрение систему СУБЪЕКТ средства деятельности ОБЪЕКТ, то наука преследует цель выделить объект таким какой он есть, т.к. главная цель науки преобразование объекта в продукт, все что связано с Чом, его личной судьбой, его ценностными ориентациями, вписанность в культуру в разн эпохи ее не интересует, нет соотнесения с миром ценностей. В отличие от этого Ф обращена на исследование связей Ч с миром, поэт знание пропущено через субъективый момент, через ценности, убеждения, традиции, менталитет людей живущих в какой-либо области это «нагруженные» знания. (Кстати ценностно нагруженное знание – это мораль, но моральных норм не много). Нормы морали исторически укоренены, всегда ценностно нагружены, всегда в ним вплавлены ориентиры развития, что касается Ф она точно также это демонстрирует. Т.е. для науки необходимо получение объективного знания о мире, а для Ф знание всегда ценностно нагружено, это знание о мире, о месте Ч в эт мире с позиции социальных сил опр истор эпохи, опред контекста развития общ-а. Прир ф проблем. Наука неразрешенные вопры рано или поздно закрывает, законы доказанные неоднократно догматирует. Научное сообщесво ее больше не рассматривает, кто сильно хочет, конечно, пожалуйста, но в целом проблема закрыта(пример проблема вечного двигателя, до сих пор находятся умельцы, создающие вечные двигатели, сейчас это вызывает только смех). Ф проблемы сквозные, Ч находящийся в плену обыденного сознания может сказать, что это за знания, когда нет никогда ответа, ему хочется получить однозначный красивый ответ. Меняются условия в системе, меняются ценностные ориентации, сами условия функционирования этих систем, внутренняя ст-ра соц с-мы, и все это приводит к возвращению этим казалось бы вечным уже решенным проблемам. Если рассмотреть др проблемы касающиеся самого Ч: что такое добро, зло, что такое благо, что такое истина, что такое свобода. Как быстро меняется представление о свободе – в архаическом обществе: свобода – это вольность (что хочу, то ворочу), дальше возникает техногенное общ-во с ее регламентацией всех сторон жизни, прежде всего в отношении к прир и тогда понимание свободы как «осознанной необходимости»- Спиноза, наряду с ним понимание свободы стоиков, христиан свобода – это внутренняя хар-ка Ч, и Ч заточенный в темнице, и перед лицом самых страшных жизненных обстоятельств остается свободным, дальше ХХ век понимание свободы – это не только благо, но и бремя Ч, обремененность ассоциируется с проблемой выбора и ответственности, и так казалось бы многократно решенная проблема обретает все новые и новые смыслы.

Фил проблемы весьма и весьма многочисленны, но вместе с тем их можно подвергнуть классификации, и выделить целые проблемные поля, и тогда важнейшие философские проблемы – это натурФ и Онт, следующий массив пробл-ка – социальная реальность (как функционирует об-во, на что может рассчитывать в обществе отдельный Ч, как связаны интересы отдельного Ч и об-ва), в истор проце (смысл истории, движущие силы истор проца, субъект истор проца). След область знания: дух реальность – мир индивидульного и надиндивидуального, так же как и прир и социальная среда. На перекрестке всех этих трех проблем – этика (1.Сов-ть норм поведения, мораль какой-нибудь общ-ной группы 2.Философское учение о морали, ее разв, принцах, нормах и роли в обществе.), эстетика (Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в прир и в жизни, об искусстве как особом виде общ-ной идеологии Курс эстетики.), теория позн-я, Ф науки, она не изучает природу, она изучает то как Ч изучает природу, обращена к духовной сфере. Чел как квинтэссенция этих форм, чел– природное существо, Ч – социальное существо, Ч – существо несущее дух начало. И называется эта область знания философская антропология. В соответствии с проблематикой возможно структурирование фил знания. Можно выд-ть 3 типа фил. позн-я или 3 мировоз-х пробл:1. П. универсума: фил. отв-т на вопр. первонач-х мира, конечности и беск-ти, ед-ве и мн-ти, о формах и сп-бах его бытия. 2.П. чел., кот. связ. с осмыс-м компл. мировоз-х вопр. об аксиолог-м статусе чел. как особого типа бытия,смысл жизни чел, свободен или несвободен. 3.П. взаимосвязи чел. и мира, анализ разл-х форм и типов отн. м/у ними, кот. предполагают позн-е, преобр-е прир и соц.культ мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: