Направленность истор проца: линейные и нелинейные интерпретации истории

1) одн из важн-х проблем соц Ф, относящихся к вопрам социодинамики, является проблема направленности истор проца; соц Ф эта проблема досталась в наследство, а вообще эта проблема давным-давно интересовала культуру; эта проблема решается в двух осн вариациях;

2) нелинейные концепции;

3) линейные концепции.

Исторически первым возникает еще в глуб древности представление о нелинейном разв общ-а. Это вывели, посмотрев на циклические процы, кот подчиняется прир. Ч перенес представления о цикличности природных процов на жизнь общ-а. Это было в античной еще культуре. Такие представления обрамляются чувством ностальгии по прошлому, чувством тоски по уходящему хорошему времени. В древних культурах Востока везде преобладают нелинейные модели. В христианстве начинается линейная модель. Все идет ко второму пришествию Христа, к Апокалипсису. Перед нами священная история, в культуру входит стрела времени. Новая Ц – пронизана истор оптимизмом, устремлена в будущее. Идеи истор прогресса. Однако Руссо, напр, говорит, что прогресс в областях науки и техники вовсе не обязательно несет в себе прогресс человеческой личности. В это же время в 18 в. возвращаются к идее круговорота. Но тут уже некая аналогия соц орг-ма и биологического: юность, зрелость, упадок.

В 20-м в. есть и те и др концепции. Лин концепции – это все те, кот отслеживают изм-е техногенного общ-а. Общ-во переживает доиндустриальную стадию, индустриальную, постиндустриальную. Концепция стадий роста – речь идет о линейном и прогрессивном разв техногенной Ц. Процы глобализации, унификации, сближения истор орг-ма. Имеют место быть процы интегративного характера.

На заре своего появления линейные концепции – это просто выражение оптимистического мироощущения быстро развивающегося техногенного общ-а, теперь скорее они обусловлены процами глобализации.

Но в 20 в. не меньший акцент делается на нелинейные концепции. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин. Осн идея этих концепций – истор проц – это функционирование, эв-ция отд социальных орг-мов, не сопоставимых друг с другом (множество Ц). Эти орг-мы демонстрируют в своем разв нелинейность. Культурно-истор тип, наполненный пафосом развития, остывает, мат ценности приумножаются, а духовные ценности трещат по швам. Культура превращается в цивилизацию. Утрата культуры и его творческого начала. Шпенглер – “Закат Европы”. Тойнби: в жизни Ц раньше или позже наступает эпоха вызова, Ц сталкивается с какой-то проблемой. На этот вызов должна ответить творческая элита. Она несет в себе программу действия, а нетворческое большинство начинает подражать.

Проблема философии истории – вопр о соотношении объективного и субъективного в истор проце. Между полярными решениями этой проблемы, представленными истор фатализмом и волюнтаризмом, лежит широкое поле деятельности субъектов и движущих сил истории, порождающей истор альтернативы и придающей истор развитию общ-а негарантированный и вариативный характер. Когда мы рассматриваем развитие общ-а, неизбежно возникает вопр о направленности и о периодизации человеческой истории, что составляет сущность еще одн проблемы субстанциальной философии истории. Существуют две фундаментальные линии интерпретации истор проца: линейная и нелинейная. Нелинейные интерпретации истории корнями уходят в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении», и обретают впоследствии вторую жизнь в философско-истор концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели истор проца. Линейные интерпретации истории представлены в двух осн моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма». Общим для них является констатация очевидной направленности и поступательности социокультурного развития общ-а. Разл – вектор этой направленности и характер смены кач состояний социодинамики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: