Математизация и компьютеризация совр естествознания

1. Одна из тенденций развития науки, становление естествознания – появление математизированного естествознания. Наука становится наукой, когда у нее появляется математический ап-т (Маркс).

2. Как меняется содержание науч знания и его инструментарий и соц институт (наука как знание и как деятельность).

Математизация – применение количественных понятий, формальных логических методов, качественно разрабатывается содержание разл явлений (как расслышал). И нас интересуют количественные параметры и жестко регламентированные связи между ними.

Компьютеризация: закон дается не в форме формул (аналитическая форма), а в форме алгоритмов (процедурная или компьютерная форма). Еще есть лингвистическая форма закона, модельная форма закона.

Компьютеризация меняет характер науч поиска, меняет коммуникативные связи, расширяет объем инф-ции доступный науч сообществу.

Математизация неравномерно проявл в разн областях знаний, ярче всего в физике. Математизация позже приходит в химию, биологию и гуманитарное знание. В макромире в физике объекты проще. Предпосылка для математизации – однозначные понятия, кот фиксируют количественные параметры, и стремление выявить внутренние логические связи. Гуманитарное знание идет по той же дороге, к примеру, экономическое знание; т.к. оч сложные с-мы, то здесь модели не носят универсальный характер; дальше, психология тоже начинает математизироваться.

Тенденции к математизации: метод формализации, метод математической гипотезы, метод вычислительного эксперимента.Ограничения математизации: систематизация имеет предел, весь проц творчества не может быть уложен в работу в математическом формализме, т.к. он состоит из двух составляющих – работы с символами в формализме (количественный подход) и мысленного эксперимента (качественный подход).

2. Соц институт: Коммуникация расширяется, ускоряется, интегрируется, информационные ресурсы увеличиваются.

Строгость и логическая выверенность частных и фундаментальных схем в ст-ре научной теории позволяет соотнести с ними определенные математические модели, выбор и содержание кот в каждом конкретном случае определяется спецификой решаемой научной задачи. Суть и последовательность операций, производимых в рамках этой модели, задается правилами используемого математического или логического исчисления, на основе кот она построена, т.е. формально, по опред шаблону, алгоритму. Эти операции составляют суть метода формализации, одним из несомненных достоинств использования кот является возм-ть ограничить влияние логики здравого смысла и слож-ся стереотипов науч исследования, облегчая, Т. о., генерацию оригинальных рез-тов. Метод формализации открывает возм-ти для использования более сложн методов теоретического исследования, напр метода математической гипотезы. Этот метод предпол: 1) привлечение нов или поиск уже использовавшихся в науч позн-и математических моделей; 2) перенос их на новую изучаемую область действительности с необходимой последующей трансформацией для моделирования круга вновь исследуемых явлений; 3) использование правил соответствующих математических исчислений для решения задач, имманентных применяемым математическим моделям; 4) необходимость в последующей оценке и содержательной интерпретации полученных нов науч рез-тов, т.е. в поиске правил, позволяющих соотнести их с опытными данными. Особ место в совр теоретическом исследовании принадлежит методу вычислительного эксперимента, широкое использование кот началось в последние десятилетия двадцатого века благодаря стремительному развитию информационно-компьютерной базы науч поиска. Вычислительный эксперимент - это эксперимент над математической моделью объекта на ЭВМ, сущность кот заключается в том, что по одним параметрам модели вычисляются др ее характеристики и на этой основе делаются выводы о свойствах явлений, репрезентированных математической моделью. Осн этапы вычислительного эксперимента включают в себя: 1) построение математической модели изучаемого объекта в тех или иных условиях. Как правило, она представлена системой уравнений высокого порядка; 2) определение вычислительного алгоритма решения базовой с-мы уравнений; 3) построение программы реализации поставленной задачи для ЭВМ. Вычислительный эксперимент, базирующийся на триаде «математическая модель – алгоритм – программа», носит междисциплинарный характер, объединяя в едином цикле деятельность теоретиков, специалистов в области прикладной математики и программистов. В качестве осн типов вычислительного эксперимента выделяют поисковый, прогностический, оптимизационный, диагностический и др. Особый интерес вызывает распределенный вычислительный эксперимент, позволяющий привлечь к поиску решения поставленной задачи многочисленный отряд пользователей персональных компьютеров, берущих на себя реализацию части общей программы эксперимента путем установки на свой компьютер специальной программы, выполняющей небольшой фрагмент требуемых вычислений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: