Методологические новации в совр науч позн-и

1. Науч деятельность людей, как и люб др, осуществляется с помощью определенных средств, а также особых приемов и сп-бов, т.е. методов, от правильного использования кот во многом зависит успех в реализации поставленной задачи исследования. Поэт весьма значимой областью философской рефлексии над наукой выступает методология науч позн-я. Под методологией оч часто понимают систему методов, используемых в некоей области деятельности (в науке, искусстве, технике, технологии и т. д.). Но в контексте филос исследования акцентируется иное смысловое содержание термина “методология”: это прежде всего учение о методах научной деятельности, общая теория науч метода. Включая в сферу своего рассмотрения соответствующие вопры, методология решает их с гносеологических позиций, дает им гносеологическую оценку, в минимальной степени занимаясь технической стороной дела. Ее задачи заключаются в исследовании возможностей и перспектив развития соответствующих методов в ход динамики науч позн-я. Методология науки представляет собой теорию науч позн-я, исследующую познавательные процы, происходящие в науке, формы и методы науч позн-я. В эт отношении она выступает метанаучным знанием филос характера.

2. Осн группы методов: 1) философские методы, задающие самые общие регулятивы исследования (диалектический, метафизич, аналитический, ф-нологический, герменевтический и многие др); 2) общенаучные подходы и методы науч позн-я, использование кот характерно для целого ряда отраслей науч знания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, эксперимент, описание и т.д.); 3) частнонаучные методы, применение кот не выходит за рамки отд науч дисциплин (количественный анализ в химии, спектральный анализ в физике и т.д).

Научный метод -- это система регулятивных принцов и приемов, с помощью кот достигается объективное позн-е действительности, генерируется новое знание. Методы в науке складываются в рез-те рефлексии над уже полученными теоретическими рез-тами в освоении опр предметной области исследования. Каждая науч дисциплина вырабатывает свои специфические приемы и методы исследования, во многом обусловленные особенностями осваиваемых объектов, их характеристик и связей (частнонаучные методы). Вместе с тем в исследовательской практике имеют место эмпирические и теоретические методы, к использованию кот прибегают в разн отраслях науч исследования.

Кроме них в науч поиске немаловажную роль играют общелогические методы позн-я, представляющие собой процедурную аппроксимацию общелогических приемов к решению науч задач как эмпирического, так и теоретического характера.

К общелогическим методам науч исследования относятся процедуры абстрагирования, обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и моделирования.

3. Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение, измерение, эксперимент и описание.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие явлений действительности, к ходе кот преследуется получение знания об относительно внешних свойствах, связях и отношениях исследуемых объектов. Наблюдение всегда носит не созерцательный, а активный деятельный характер. Оно подчинено решению конкретной научной задачи и поэт отличается целенаправленностью, избирательностью и систематичностью.

Осуществление развитых форм наблюдения, носящего опосредованный характер, предпол использование особых средств, и в первую оч-дь приборов, разработка и воплощение кот также не обходится без привлечения теоретических представлений науки.

По мере развития эмпирического позн-я относящиеся к нему исследовательские процедуры, в том числе и наблюдение, вбирают в себя измерение, в основе кот лежит сравнение объектов по каким-либо хар-кам, выраженное численным значением.

Наиболее рез-тивным методом эмпирического исследования является эксперимент, суть кот сводится к изучению объекта в искусственно созданных для этого условиях. Обращение к такого рода условиям помогает преодолеть ограниченность разл рода наблюдений и определяет осн достоинства эксперимента. К их числу можно отнести: 1) воспроизводимость корректно поставленного эксперимента, позволяющая восполнить пробелы в получении инф-ции об изучаемом объекте; 2) нарастающую по сравнению с наблюдением избирательность в исследовании, усиливающую его рез-тивность; 3) возм-ть использования в экспериментальных установках разнообразн факторов, сп-бствующих проявлению глубин внутренних свойств и характеристик изучаемых объектов; 4) применение в развитых формах экспериментальной деятельности сложн приборных комплексов, обеспечивающих выявление нов объектов исследования и т.д.

Закрепление рез-тов эмпирического исследования и трансляция их в проце научной коммуникации осуществляются с помощью метода описания. Научное описание представляет собой фиксацию разнообразн сведений, полученных в ходе сравнения, измерения, наблюдения или эксперимента с помощью искусственных языков науки.

4. В отличие от эмпирического теоретическое исследование, стремясь к раскрытию глубинной сущности изучаемых процов и явлений, преследует цель не описания, а объяснения выявленных науч фактов и эмпирических закономерностей.

Идеализация – это метод, позволяющий сконструировать особые абстрактные объекты, коти оперирует теоретическое позн-е, создавая модельные представления об изучаемой предметной области (частные или фундаментальные теоретические схемы). В сути своей идеализация представляет разновидность абстрагирования, апплицированного к потребностям теоретического исследования.

Осуществление идеализации может идти разными путями:

1) последовательно осуществляемое многоступенчатое абстрагирование. Так, напр, могут быть получены абстрактные объекты математики -- плоскость, прямая, геометрическая точка; 2) вычленение и фиксация некоего свойства изучаемого объекта в полном отрыве от всех др его свойств. Напр, если зафиксировать только свойство физических предметов поглощать падающее на них излучение, возникнет идеализированный объект “абсолютно черное тело”. Таким же образом конструируются идеализированные объекты в химии (“идеальные растворы”), геоботанике (“идеальный континент”) и в др отраслях естествознания.

У идеальных конструктов отсутствуют аналоги в объективной действительности, поэт по-отдельности для каждого из них нельзя экспериментально обосновать правомерность и продуктивность его введения и использования. Проверке в конечном счете подвергается теоретическая модель, собранная из идеальных конструктов и лежащая в основе некоей научной теории.

В рамках теоретической схемы, собранной из идеализированных объектов, развертывается мысленный эксперимент, в ходе кот осуществляется комбинация идеальных конструктов, кот в действительности воплощены быть не могут. Мысленный эксперимент позволяет ввести в контекст научной теории новые понятия, сформулировать основополагающие принцы научной концепции, осуществить содержательную интерпретацию математического ап-та научной теории.

Обращение к нему присутствовало еще в истоках формирования теоретического естествознания, напр, в творчестве Г. Галилея, наряду с осмыслением и утверждением в науке метода реального натурного эксперимента. По мере развития науч знания сфера применения мысленного эксперимента неуклонно расширяется.

Строгость и логическая выверенность частных и фундаментальных схем в ст-ре научной теории позволяет соотнести с ними определенные математические модели, выбор и содержание кот в каждом конкретном случае определяется спецификой решаемой научной задачи. Это в свою оч-дь дает возм-ть перенести акцент исследовательских усилий на работу в рамках опред математического формализма, оперировать со знаками, формулами. Т. о. создается обобщенная знаковая модель изучаемой предметной области, позволяющая эксплицировать ст-ру исследуемых явлений и процов при отвлечении от их качественной специфики. Суть и последовательность операций, производимых в рамках этой модели, задается правилами используемого математического или логического исчисления, на основе кот она построена, т.е. формально, по опред шаблону, алгоритму. Эти операции оставляют суть метода формализации, одним из несомненных достоинств использования кот является возм-ть избавления от давления здравого смысла, слож-ся стереотипов науч исследования и осуществления прорыва к новым оригинальным рез-там. Благодаря методу формализации, рез-ты науч исследования оказываются полученными буквально “на кончике пера” без непосредственного соотнесения всех проведенных мыслительных операций с реальными процами в моделируемой предметной области явлений. Более того, метод формализации позволяет выработать универсальный подход к исследованию целого класса объектов, несмотря на ряд различий между собой, обладающих однотипными существенными структурными хар-ками.

Метод математической гипотезы. Этот метод предпол: 1) привлечение нов или поиск уже использовавшихся в науч позн-и математических моделей; 2) перенос их на новую изучаемую область действительности с необходимой последующей трансформацией для моделирования круга вновь исследуемых явлений; 3) использование правил соответствующих математических исчислений для решения задач, имманентных применяемым математическим моделям; 4) необходимость в последующей оценке и содержательной интерпретации полученных нов науч рез-тов, т.е. в поиске правил, позволяющих соотнести их с опытными данными.

Метод математической гипотезы позволяет повысить рез-тивность науч поиска благодаря усиливающемуся в науке общественному разделению труда.

Аксиоматического метода. При аксиоматическом построении науч знания изначально задается набор независимых друг от друга исходных аксиом или постулатов, т.е. утверждений, доказательство истинности кот в данной системе знания не требуется и не обсуждается. Из аксиом по определенным формальным правилам строится система выводов. Сов-ть аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию. Такая теория может быть использована для модельного представления уже не одного, а нескольких классов явлений, для характеристики не одн, а нескольких предметных областей. В совр естественнонауч исследовании примером формальных аксиоматических систем являются фундаментальные физические теории, что влечет за собой ряд специфических проблем их интерпретации и обоснования, особенно применительно к теоретическим построениям неклассической и постнеклассической науки.

В силу специфики аксиоматических систем для их обоснования особ значение приобретают внутритеоретические критерии истинности. К ним следует отнести требование непротиворечивости с-мы и ее полноты. Первое требование предпол, что в аксиоматической теории должны отсутствовать логические противоречия, из с-мы независимых аксиом не должны вытекать исключающие друг друга положения; второе -- сводится к требованию достаточных оснований для доказательства или опровержения люб положения, сформулированного в рамках ее содержания.

Особ место в совр теоретическом исследовании принадлежит методу вычислительного эксперимента, широкое использование кот началось в последние десятилетия двадцатого века благодаря стремительному развитию информационно-компьютерной базы науч поиска. Вычислительный эксперимент - это эксперимент над математической моделью объекта на ЭВМ, сущность кот заключается в том, что по одним параметрам модели вычисляются др ее характеристики и на этой основе делаются выводы о свойствах явлений, репрезентированных математической моделью. Осн этапы вычислительного эксперимента включают в себя: 1) построение математической модели изучаемого объекта в тех или иных условиях. Как правило, она представлена системой уравнений высокого порядка;

2) определение вычислительного алгоритма решения последней;

3) построение программы реализации поставленной задачи для ЭВМ.

Напр, проблемы управляемого термоядерного синтеза, расчетов траекторий двж и аэродинамических параметров космических летательных ап-тов, диагностики плазмы, технологий создания материалов с заданными свойствами, разработок в области вычислительной томографии, моделирования климатических процов и их изменений, в том числе и при применении атомного и ядерного оружия. Обращение к вычислительному эксперименту позволяет резко снизить стоимость науч разработок и интенсифицировать проц науч поиска.

В качестве осн типов вычислительного эксперимента выделяют поисковый, прогностический, оптимизационный, диагностический и др. Особый интерес вызывает распределенный вычислительный эксперимент, позволяющий привлечь к поиску решения поставленной задачи многочисленный отряд пользователей персональных компьютеров, берущих на себя реализацию части общей программы эксперимента путем установки на свой компьютер специальной программы, выполняющей небольшой фрагмент требуемых вычислений. Примером распределенного вычислительного эксперимента может служить проект SETI@Home, нацеленный на поиск контактов с внеземными Цми, а также проект Genom@Home, призванный, в частн, точнее расшифровать функции отд генов в геноме Ч.

Сложность и своеобразие этого вида исследований ставит вопр о появлении нов науч дисциплин: компьютерной математики, вычислительной информатики, вычислительной физики.

Использование вычислительного эксперимента, в частн, приводит к появлению в сфере теоретического знания новой формулировки науч закона. Наряду с лингвистической, модельной и процедурной формами закона появляется компьютерная форма науч знания. В рез-те в совр физическом исследовании закладываются основы так называемой вычислительной физики, для кот формулировки законов в виде уравнений и их систем не являются необходимыми, а эв-ция реальной с-мы, начиная от исходного состояния, моделируется как численный проц обработки имеющейся инф-ции о системе и ее начальном состоянии. Т. о. информационные технологии в совр науч позн-и фундируют плюрализм методологических новаций и стратегий науч поиска.

Одним из наиболее ярких воплощений системной методологии является системный анализ, представляющий собой особую отрасль прикладного знания, в рамках кот в отличие от др дисциплин прикладного характера практически отсутствует субстратная специф: системный анализ применим к системам люб прир.

5. В последние десятилетия ХХ века происходит становление нелинейной методологии позн-я, связанной с разработкой междисциплинарных науч концепций -- динамики неравновесных процов и синергетики. В рамках данных концепций складываются новые ориентиры познавательной деятельности, фундирующие рассмотрение исследуемого объекта в качестве сложной самоорганизующейся и тем самым исторически развивающейся с-мы, воспроизводящей в динамике изменений осн характеристики целого как иерархии порядков. Утверждение нелинейной методологии позн-я в современной науке выступает в качестве одного из проявлений проца становления постнеклассической научной рациональности, нацеленной на освоение уникальных отрытых и саморазвивающихся систем, среди кот особ место занимают природные комплексы, в качестве компонента включающие самого Ч.

Решение сложн задач науч исследования предпол использование не только разл методов, но и стратегий науч поиска. К числу важн-х из них, выполняющих роль общенауч методологических программ совр науч позн-я, относится системный подход, в основе кот лежит исследование объектов как системных образований. Широкое использование системного подхода в современной исследовательской практике обусловлено рядом обстоятельств, и прежде всего интенсивным освоением в совр науч знании сложн объектов, состав, конфигурация и принцы функционирования кот далеко не очевидны и требуют специального анализа. Несомненным достоинством системного подхода является не только присущая ему возм-ть выявления более широкой области позн-я в сравнении с уже освоенной в науке, но и генерируемая им новая схема объяснения, в основе кот лежит поиск конкр механизмов, определяющих целостность объекта, а также экспликация достаточно полной типологии его связей, требующая своего операционального представления. Одним из наиболее ярких воплощений системной методологии является системный анализ, представляющий собой особую отрасль прикладного знания, в рамках кот в отличие от др дисциплин прикладного характера практически отсутствует субстратная специф: системный анализ применим к системам люб прир. В последние десятилетия ХХ века происходит становление нелинейной методологии позн-я, связанной с разработкой междисциплинарных науч концепций – динамики неравновесных процов и синергетики. В рамках данных концепций складываются новые ориентиры познавательной деятельности, задающие рассмотрение исследуемого объекта в качестве сложной самоорганизующейся и тем самым исторически развивающейся с-мы, воспроизводящей в динамике изменений осн характеристики целого как иерархии порядков. Утверждение нелинейной методологии позн-я в современной науке выступает в качестве одного из проявлений проца становления постнеклассической научной рациональности, нацеленной на освоение уникальных отрытых и саморазвивающихся систем, среди кот особ место занимают сложные природные комплексы, в качестве одного из компонентов включающие самого Ч, с характерными для него формами позн-я и преобразования мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: