double arrow

ИЗО и компьютерная графика

Учитель Титова Л.В.МСОУ "Лицей № 103", г. Железногорска разработала интегрированный курс для младших школьников «Изобразительное искусство и компьютер».

В настоящее время значительно усилилось внимание к развитию творческих способностей детей. Исследования по эффективности творчества сегодня оказываются под воздействием жизненно важных требований общества. С одной стороны, проблема развития творческих способностей – личностная проблема, т.к. творчество – это постоянное усовершенствование интеллекта. В творчестве человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои интересы и потребности, задатки и способности. С другой стороны, формирование творческой личности – это социальный заказ современного общества. Люди, обладающие способностью мыслить творчески, занимают активную жизненную позицию, предлагают новые идеи, разрабатывают оригинальные технологии и так далее.

Именно поэтому одной из основных задач современной педагогической науки и практики является разработка и использование таких технологий обучения, которые способствуют развитию творческих сил личности.

Развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства (традиционными способами, а также с использованием новых технологий) – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:

· творческое восприятие мира;

· выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;

· навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;

· воображение, творческое мышление и т.д.

Каждый из этих элементов выходит на различные виды деятельности в области изобразительного искусства, предполагая как теоретические знания, так и практическую работу.

Курс “Изобразительное искусство и компьютер” является интегрированным курсом, использование которого в общеобразовательной школе преследует три цели:

· Образовательную - приобщить ребенка к работе на компьютере для решения прикладных задач;

· Развивающую - развивать творческое воображение средствами изобразительного искусства на компьютере;

· Воспитательную - помочь ребенку осознать место компьютера в современной жизни; понять то, что компьютер не может заменить творчество человека непосредственно, а только помогает его реализовать.

Основные учебные задачи курса сочетают в себе два направления:

· овладение учащимися приемами работы на компьютере;

· развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.

Интегрированный курс предполагает использование компьютерной среды иллюстративной графики, обладающей большим и разнообразным набором режимов работы, инструментов и их свойств. Мы используем графический редактор PAINT компьютерного пакета FUN’N GAMES. Курс рассчитан на полтора года обучения (50 часов: 34 часа – I год обучения и 16 часов – II год обучения) по одному занятию в неделю и рекомендуется для детей младшего школьного возраста, у которых ведется предмет “Изобразительное искусство”. При этом необходимо учитывать количество времени, проведенное ребенком непосредственно за компьютером, т.е. соблюдать санитарные нормы и правила, следить за здоровьем детей.

Темы курса не связаны с четвертями учебного года, т.к. программа курса представляет собой равномерное и постепенное освоение компьютерных режимов работы и инструментов с поддержкой в изобразительной деятельности. Усложнение заданий происходит по мере изучения очередных режимов работы, инструментов и их свойств.

Как правило, дети в этом возрасте уже знакомы с компьютером и имеют некоторые навыки работы на нем. Но есть категория детей, которая не имела возможности доступа к компьютерам. Поэтому изучение курса уместно начать со знакомства с компьютером, его составляющих: системный блок, монитор, клавиатура, “мышка”. Желательно посмотреть на различные детали, платы, провода и т.д., обсудить из чего состоит компьютер внутри. Ребята, которые умеют работать на компьютере, охотно вызываются рассказать об имеющихся знаниях по этому вопросу. В итоге, на первом занятии дети рисуют компьютер, стоящий на столе. Это доставляет им большое удовольствие. Получившиеся рисунки еще раз демонстрируют степень знакомства ребенка с компьютером. Некоторые ребята изображают монитор пустым (выключенным), а часть детей изображает на мониторе любимую игру и с удовольствием рассказывают о правилах и сюжете данной игры.

Второе и третье занятия посвящаются знакомству с компьютерным редактором FUN’N GAMES /PAINT/. Сразу, с первого знакомства с редактором, ребята определятся в терминах и понятиях (панель режимы работы, панель инструменты и их свойства, чистый лист и т.д.). На этих двух занятиях ребята усваивают режимы работы программы, принципы работы с инструментами.

На четвертом и пятом занятиях ребята знакомятся с режимами альбом и заливка, инструментом картинка, а также со свойством палитра. Таким образом, к концу пятого занятия, малыши могут легко задать режим работы, выбрать инструмент, назначить его свойство, а также у них закрепляются навыки координации “мышка – экран”, что является важным условием дальнейшего успешного освоения компьютерной техники изображения.

Далее, на шестом, седьмом и восьмом занятиях ребята продолжают раскрашивать картинки, но уже по заданию учителя. На этих занятиях вводится теория изобразительного искусства, в частности вопросы цветоведения – теплые “рис. 1” и холодные цвета “рис. 2”. Выбор картинки ребятами производится самостоятельно, с учетом выбранной цветовой гаммы или времени года.

Рис. 1 Ердякова Даша, 7 лет, “Теплая” сказочная страна”, гуашь, цв. бум. Рис. 2
   
   

Содержание курса предполагает выполнение заданий, как на компьютере, так и непосредственно с художественными материалами. Это облегчает изучение и усвоение детьми режимов, инструментов и свойств программы, а также помогает ребенку сравнить процесс и результат рисования на компьютере и художественными материалами, и понять возможности и ограничения того и другого способа рисования.

По мере дальнейшего изучения курса, детям даются задания на закрепление пройденного материала. Например, изучив режим рисование, инструменты кисть и карандаш, ребята рисуют пейзаж, после освоения инструмента симметрия – дерево, бабочку и т.д.

Часто художественные материалы помогают изучить очередной инструмент и его свойство. Так, например, перед освоением режима рисование и инструмента растушевка, ребятам предоставляется возможность поработать с художественными материалами – углем, сангиной и пастелью. Опробовав технологию работы с данными материалами на бумаге, ребята прекрасно начинают ориентироваться в смысле и значении применения аналогичного инструмента компьютерной программы.

В ходе изучения курса детям дается возможность поработать с графическим редактором самостоятельно, поэтому в тематическом планировании курса предусматривается “свободное рисование” на компьютере.

В конце первого года обучения предусмотрены творческие задания – игры (учитель – ученик, и ученик – ученик). Суть их заключается в том, что ребенок должен повторить изображение, заданное ему учителем или другим учеником. Целью такой работы является выявление степени ориентации детей в компьютерной среде, умений ими использовать нужные режимы, инструменты и их свойства при создании своих композиций. Это позволяет скорректировать дальнейшую работу с детьми.

Второй год обучения начинается с повторения возможностей компьютерной среды для создания изображений. Далее предусмотрен цикл заданий на развитие творческого воображения непосредственно. В частности это темы: рисунки – загадки, “на что похоже?”, ниткография, монотипия. Вместе с этим осваиваются темы по изобразительному искусству: натюрморт, графическая композиция, ритм в изобразительном искусстве и композиционный центр в изобразительном искусстве. В конце изучения данного курса ребята выполняют иллюстрацию к сказке, используя весь арсенал возможностей компьютерной среды, а также накопленные к этому времени знания по изобразительному искусству. Безусловно, запланировано свободное рисование, что позволяет провести анализ проделанной работы и увидеть результат изучения интегрированного курса “Изобразительное искусство и компьютер”.

Программа данного курса предполагает творческое отношение учителя к работе. При составлении тематического планирования необходимо учитывать возраст детей, их подготовку по предмету “Изобразительное искусство”, а также уровень владения навыками работы на компьютере.

Данный курс может быть реализован и продолжен при использовании иных графических пакетов, например, Kidpix, Matisse.

В данном интегрированном курсе используется компьютерный редактор FUN’N GAMES /PAINT/. Он прост в освоении и представляет широкие возможности для создания рисунков, текстов, коллажей и т.п.

Редактор имеет панель режимы работы и панель инструменты и их свойства,с помощью которых детьми создаются прекрасные работы. Редактор снабжен великолепной палитрой красок, причем имеются как одноцветные “мелки”, так и “фактурные”, т.е. – с готовым узором и рисунком. Содержит готовые изображения – объекты-штампы, буквы, цифры, которые малыши могут использовать в своих работах. С данными готовыми объектами дети могут производить различные операции (увеличение – уменьшение, повороты и т.д.), что позволяет ребятам творчески относиться к своей работе, а не производить простое копирование.

Данный редактор очень удобен в использовании, т.к. содержит пиктограммы – обозначения режимов работы и инструментов по внешнему виду очень похожие на инструменты и материалы, применяемые в изобразительном искусстве. Этот факт значительно облегчает освоение компьютерной среды, т.к. у детей мгновенно возникают ассоциации со знакомыми предметами, а главное – с теми действиями, которые эти инструменты позволяют производить. Это говорит о том, что данный графический редактор логически прост в освоении, удобен и максимально подходит для младших школьников.

Тематическое планирование I год обучения
Урок Тема Материалы Кол-во часов
1, 2, 3 Повторение: режимы, инструменты и их свойства. ПК.  
  Рисунок – загадка. Творческое задание – игра. (Учитель- ученик). 1/8 ватмана, фломастеры, цветные карандаши. ПК.  
  Рисунок – загадка. Творческое задание – игра. (Ученик - ученик). 1/8 ватмана, фломастеры, цветные карандаши. ПК.  
  “На что похоже?” Творческое задание – игра. (Учитель- ученик). 1/8 ватмана, восковые мелки. ПК.  
  “На что похоже?” Творческое задание – игра. (Ученик - ученик). 1/8 ватмана, восковые мелки. ПК.  
  Натюрморт. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT. ПК.  
  Графика: черное и белое. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов. 1/4 ватмана, тушь, перо. ПК.  
  Свободное рисование. ПК.  
  Ниткография. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов. 1/4 ватмана, тушь, нить, фломастеры. ПК.  
  Симметрия в природе и художественном изображении. Монотипия /Бабочка/. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов. 1/8 ватмана, гуашь, кисти. ПК.  
  Ритм в изобразительном искусстве (линии и пятна). Покой и движение. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов. 1/4 ватмана 2 шт., гуашь, кисти. ПК.  
  Композиционный центр в изобразительном искусстве. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов. 1/4 ватмана, цветная (самоклеящаяся) бумага, клей, ножницы. ПК.  
  Иллюстрация сказки. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT. ПК.  
  Свободное рисование. ПК.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: