Изучение основ цветоведения

Учитель ИЗО Архипова О.М. (гимназия № 18 г. Рыбинска) большое внимание в своей работе уделяет развитию цветовосприятия у детей и навыкам работы с красками. Дети учатся не просто рисовать, а смотреть глазами художника, увидеть, ощутить волшебство обычных красок, которые помогут выразить в рисунке разное настроение, заставить смеяться или грустить.

Архипова О.М. придерживается мнения, что уроки должны быть интересными, увлекательными для детей. Только тогда знания и навыки усваиваются сознательно. Обучение детей, общение учителя и учащихся строится на основе дружеского расположения, доверил, увлеченности совместной деятельностью. Поощряется любая инициатива учащихся в выборе средств выразительности, технике исполнений, передаче индивидуальных ощущений.

В результате у детей формируется положительная мотивация к усвоению основ изобразительного искусства, развивается художественный вкус, формируется эстетическое восприятие мира, нравственно-волевые качества и черты творческой личности, воображение, фантазия, целеустремленность, настойчивость.
Предлагаемые упражнения, их содержание и последовательность формирования у детей цветовосприятия, проверены на практике. Они доступны детям и могут быть использованы любым учителем изобразительного искусства.

Есть два различных способа смотреть на мир. Есть способ смотреть на мир чисто информационно. При таком способе мы видим не больше того, что нужно для ориентации в окружающем. Но есть другой способ ─ эстетического видения, при котором внешние формы приобретают особую выразительность, внутреннюю содержательность. Нужно научить ребенка, познающего окружающий мир, эстетическому восприятию действительности.

Конспекты уроков для 1 класса

Тема урока: "В гостях у красок".

Цель урока: На этом уроке начинается путешествие в Волшебную Страну Цвета. Дети узнают, какая роль цвета в жизни людей. Знакомятся с красным, желтым, синим и зеленым цветами.

Материалы: Бумага, краски, кисти.

Оборудование урока: Два рисунка с изображением красивого сказочного города: один ─ яркий, красочный, другой ─ нарисован графитным карандашом.

План урока

1. Организационный момент.

2. Рассказ сказочной истории.

3. Объяснение задания.

4. Самостоятельная работа.

5. Анализ работ.

Проведение урока

1. Проводится вступительная беседа с детьми.

Учитель: Все дети любят сказки. А историю о красках вы когда-нибудь слышали? Садитесь поудобнее, и я расскажу вам необыкновенную историю о красках.

2. Итак, история начинается. Много-много лет назад был на свете один город. Очень большой, красивый, но очень грустный. Там было много домов, дворцов, росли большие деревья. И жители в этом городе были добрые и печальные.

Учитель демонстрирует детям рисунок города, нарисованный линейно, не раскрашенный красками. Нет на свете ничего грустнее и печальнее этого загадочного города.

Рис.1. Линейный рисунок города.

Однажды пролетел над городом озорной ветерок. Он был легкий, прозрачный и его никто не заметил. Увидев такой необычный город и его жителей, очень удивился ветерок: "Никогда не видел такой мрачный и печальный город".

Пожалел ветерок жителей города и помчался быстрее к Братьям-Волшебникам. Братья были веселые, добрые, дружные. Они всегда всем помогали, приносили людям счастье и радость. Узнали Братья-Волшебники о таком большом несчастье и сразу же бросились на выручку городу и его жителям, распевая свою веселую песенку:

"Мы - веселые друзья.

Жить без нас никак нельзя,

Ходим, бродим мы по свету,

Нас дружней на свете нету".

Один Брат сразу же раскрасил небо и речку, другой ─ солнышко и город осветился под теплыми лучами, третий трудился над листьями и травкой и последний, четвертый Брат раскрасил дома, цветы. Потом к нему присоединились и остальные Братья. В миг город из серого, блеклого превратился в яркий, веселый и красочный. Учитель демонстрирует рисунок города, но уже яркий, красивый. Вопрос детям: "Кто же эти Братья - Волшебники?"

Конечно, эти Братья - Краски. Красная, синяя, желтая и зеленая. Без этих красок людям никогда не обойтись, они всегда с нами. Предлагаю детям найти эти краски. Давайте посмотрим вокруг себя. Какой красивый наш класс! Какие вы красивые! Как одеты? А теперь внимательно посмотрим на свои краски. Может и у вас живут эти Волшебные Братья? Дети находят нужные краски в коробках.

3. Чтобы Братья-Краски были всегда с нами, их нужно нарисовать. С какими братьями мы познакомились? (Красным, Синим, Желтым и Зеленым). У каждого Брата был свой любимый цвет. Красный любил все красное, синий - все синее, желтый - желтое, а зеленый - зеленое. Давайте нарисуем их!

Рис.2. Цветной рисунок города.

Учащимся выдаются листы бумаги, где нарисован треугольник. Это символическое туловище сказочного человечка. Детям нужно дорисовать голову, руки, ноги, красивую одежду одного из Братьев─Волшебников. Если они выбирают Красного брата ─ рисуют красными красками, синего ─ синими и т.д.

4. Самостоятельная работа. Дети выполняют эту работу быстро и с увлечением, поэтому нужно заранее заготовить запас таких шаблонов. Ребенок может выполнить несколько рисунков.

5. В конце урока все вместе рассматривают готовые работы. Выбирают самого лучшего и красивого Брата.

Тема урока: "В краю удивительных бабочек".

Цель урока: развитие цветовосприятия; обучение детей смешивать краски, находить новые цвета и оттенки.

Материалы: Бумага небольших форматов, кисти и краски (гуашь).

Оборудование: рисунки бабочек.

План урока

1. Организационный момент.

2. Повторение с детьми ранее усвоенных знаний.

3. Сказочная история.

4. Объяснение нового задания.

5. Практическая работа детей.

6. Анализ работ.

Проведение урока

1. Организационный момент.

2. Повторение. Проводится беседа. Учитель вспоминает с детьми о четырех Братьях-Волшебниках. Кто такие Братья? Как они одеты? Почему они любили так одеваться? Что они сделали? Братья были очень дружные, веселые и помогали всем, кто попадал в беду. Нам было бы очень плохо жить, если бы на свете не было этих братьев. А мир был бы тогда серым и черным.

3. Учитель рассказывает сказку. Однажды с братьями случилась очень веселая история. Их пригласили на бал. А знаете кто? Сама королева Кисточка. Братья были очень довольны, ведь им приходилось много работать и редко встречаться вместе. Им было так весело на балу, они так много танцевали, что их одежда постепенно превратилась в разноцветную. На бал собралось очень много жителей волшебной страны: птица, звери, бабочки. Несколько любопытных бабочек решили посмотреть на новые платья Братьев. Веселые Братья и их перепачкали красками. Но бабочки стали еще краше и дружно закружились в веселом танце вместе с Братьями─Волшебниками.

4. Учитель: Посмотрите, ребята, на бабочек, какие они красивые и неповторимые. (Демонстрация нескольких бабочек, выполненных заранее). Сейчас я покажу вам, как можно самим сделать таких бабочек.

Листок бумаги сложим пополам, на одной половинке нарисуем контур бабочки. Возьмем три краски: красную, синюю и желтую, нанесем их в беспорядке, не смешивая краски, на контур бабочки. Опять сложим листок бумаги пополам, скажем волшебное слово и...раскроем листок...

Вот и у нас получилась красивая бабочка, (обязательно обратите внимание детей на богатство цвета).

Посмотрите, ребята, сколько мы взяли красок? Всего три. Какие краски? Красная, желтая и синяя. А сколько у вас получилось новых красок? Много. Правильно. Если смещать три краски: красную, синюю и желтую, а их художники называют главными, то получится много-много других.

5. Самостоятельная работа детей.

Как правило, радостное удивление при виде удачного оттиска вызывает у детей желание попробовать еще раз и не один. Поэтому нужно заранее заготовить запас бумаги.

6. В конце урока любуемся бабочками, выбираем самые лучшие образцы, с необычной цветовой гаммой.

Тема урока: "Волшебные ковры".

Цель урока: Закрепить знания о теплой и холодной гамме.

Задачи урока:

-закрепление умения смешивать краски,

-закрепление знаний о теплой и холодной гамме,

-совершенствование умения работать с кисточкой (всем ворсом и концом кисти).

Материалы: Бумага, кисти, акварель или гуашь.

Оборудование: Таблицы теплых и холодных цветов. Таблицы-схемы. "Декоративный орнамент".

План урока

1. Организационный момент.

2. Повторение.

3. Беседа с учащимся. "Добрые и Злые волшебники".

4. Сюрпризный момент.

5. Объяснение задания.

6. Проверка знаний, полученных при объяснении.

7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Анализ работ.

Проведение урока

1. Организационный момент.

2. Повторение (основные и составные цвета).

3. Проведение беседы лучше начинать с вопросов: Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Вспомним сказочных героев, добрых и злых. Во многих сказках есть волшебники, в сказках добро побеждает зло. Какие бывают волшебники? (Добрые и злые). Давайте вспомним Добрых волшебников.

Дети вспоминают Добрых волшебников: Волшебник Изумрудного города. Дед Мороз, Снегурочка, старик Хоттабыч, Добрые Феи и др.

- А злых? (Кощей Бессмертный, Баба─Яга, Бастинда, Снежная Королева и др.).

- Чем отличаются Добрые Волшебники от Злых? (Добрые Волшебники хорошие, они всегда помогают, а злые, наоборот, делают плохие дела).

- Если вам повстречается Волшебник, можно определить Добрый он или Злой? (Конечно, можно).

- А как? (У Доброго Волшебника лицо доброе, а у Злого ─ злое. И нос крючком).

- Все правильно, ребята. Но рисовать волшебников мы будем в другой раз, а сегодня нарисуем их волшебные ковры─самолеты.

4. В класс с плачем входит сказочный герой Иванушка: "Какое горе! Кто мне поможет?.."

- Что случилось, Иванушка?

- Нужно достать яблоки молодильные для батюшки. И как можно скорее.

- Знаешь, Иванушка, куда ты попал? Ты находишься у нас в гимназии, где ребята учатся не только читать и писать, но и рисовать, петь и танцевать. Поможем, ребята, Иванушке! Мы нарисуем Волшебные Ковры-Самолеты и отправим, тебя за помощью к Волшебнику. Какому Волшебнику, ребята? (Конечно, доброму).

- Волшебников отличить можно, а как отличить их ковры? Вот перед вами два ковра. Можно ли определить, где ковер Доброго Волшебника, а где Злого? (Конечно, можно).

Учитель демонстрирует детям два рисунка, выполненные теплыми и холодными цветами.

Иванушка перебивает ответ. Он пробует ковры на ощупь и ворчит: "Теплые, холодные, да они все холодные".

- Ребята, объясните Иванушке, почему мы их так называем?

Дети объясняют Иванушке правильный ответ.

5. А сейчас внимательно посмотрим несколько ковров. Какие они все красивые! Все не похожи друг на друга! (показать детям). Обычно на ковре бывает узор. Как же правильно и красиво нарисовать ковер?

Первое, что надо сделать, это найти центр, или середину ковра. Для этого нужно провести 2 линии из уголков вашего листа, там, где они пересекутся, и будет центр. Учитель выполняет рисунок на доске. А дальше дело вашей фантазии и вашего старания.

6. Иванушка опять перебивает и вступает в беседу:

- А я уже все нарисовал, вот какой ковер получился (показывает свой рисунок, выполненный небрежно и неправильно).

Дети рассматривают, разъясняют, что неправильно, исправляют ошибки. Таким образом, проходит повторение.

- Почему Иванушка так нарисовал?

Правильно говорится: "Поспешишь ─ людей насмешишь". Рисовать нужно аккуратно и внимательно. Для рисования вам потребуются кисти разных размеров. Почему? (Большая кисточка рисует большим мазком, а маленькая ─ маленькими мазочками).

- Правильно. Выполняя задание, ничего закрашивать не надо. Вся работа должна быть выполнена с помощью различных мазков, точек и линий.

7. Самостоятельная работа детей.

8. В конце урока Иванушка просматривает ковры, выбирает лучшие. Дети дарят ему свои рисунки. Иванушка благодарит, прощается и уходит.

Конспект урока для 2 класса

Тема урока: "Цветовушка" ─ произвольный красочный отпечаток.

Цель урока: Закрепить знания о свойствах дополнительных или составных цветов. Учить творчески использовать гуашевые краски для выражения своих мыслей и чувств. Учить свободно работать цветом, а не закрашивать контур рисунка. Развивать воображение, фантазию.

Материалы: Гуашь, бумага, кисти.

Оборудование: Таблицы по цветоведению (основные и составные цвета, контрасты).

План урока

1. Организационный момент.

2. Повторение.

3. Объяснение нового материала на уроке.

4. Практическая работа учащихся.

5. Просмотр выполненных работ, их обсуждение.

Проведение урока

1. Организационный момент.

2. Сегодня у нас удивительное превращение красок. Но для начала необходимо вспомнить все, что мы знаем о цвете. Мы знакомы с основными и составными цветами. (Дети называют цвета).

А еще вы знаете, что все цвета делятся на теплые и холодные. С помощью красок можно нарисовать все, что пожелаешь: море, небо, пустыню, день, ночь, бурю и др. Художники давно заметили, что, оказавшись рядом, некоторые цвета делают друг друга ярче. Их называют дополнительными.

Цвет предмета изменяется от фона, на котором предмет находится. Давайте это сами проверим. Перед вами несколько желтых кружков. Положим их на синюю, желтую и красную бумагу. Вы видите, что желтый кружок на синем фоне будет казаться ярче, чем на красном и желтом. Если проделать то же самое с зелеными кружочками, то окажется, что на красном фоне они будут выглядеть зеленее, чем на желтом и синем. Такой опыт можно проделать и с другими цветами на другом фоне. Человеку, который хочет научиться рисовать, необходимо знать зависимость цвета друг от друга. Но уметь пользоваться красками ─ это не значит быть художниками. Сейчас я расскажу вам одну легенду:

«...Жили когда-то в Древней Греции два художника. Все считали их великими и преклонялись перед ними. Только художников это не устраивало. Каждый хотел, чтобы великим признавали только его. Решили они устроить соревнование. Кто из них нарисует самую лучшую картину, тот и будет победителем. И тогда один из них на стене нарисовал корзину с яблоками. И так похоже нарисовал, что к картине слетались птицы и пробовали клевать яблоки. Другой художник изобразил на дверях портьеры. Он до того точно выписал на них складки, до того точно передал блеск золота на кистях, что люди, входя в комнату, старались не задеть их. Шло время, но почему-то никто не восхищался картинами художников. Люди, занятые своими делами, равнодушно проходили мимо. Они просто не замечали картин».

- Они думали, что это все настоящее.

- Совершенно верно. Если бы у них спросили, нравится ли им первая картина, то они ответили бы: «Мы удивляемся мастерству художника, также как и его терпению. Но труд этот совершенно бесценен. Куда проще было бы поставить перед нами настоящую корзину с яблоками. От нее было бы больше пользы, потому что яблоки можно было бы съесть».

Оказывается, чтобы нарисовать картину, чтобы она привлекла внимание и вызвала в нас какие-то чувства мало точно скопировать кусочек жизни. Нужно что-то еще. И этим «что-то» является умение художника показать мир с новой, неизвестной нам стороны. А для этого нужно и чувство цвета, и фантазия, и воображение. Вам всем нужно учиться этому.

3. Сегодня вам предстоит выполнить очень увлекательное задание, а называется оно: «Цветовушка». Это красочный отпечаток, который получится следующим образом: на белый лист бумаги в произвольном порядке наносим краску разных цветов. Желательно, основных: красную, синюю и желтую. Затем лист складываем пополам или накладываем другим листом. Прижимаем листы ладонью и раскрываем ─ отпечаток готов. Показать детям практически. А теперь включаем вашу фантазию и воображение и дорисовываем вашу «Цветовушку». Листок можно вращать. Но условие: как можно меньше дополнительных линий.
Основная задача ─ нарисовать увиденное в цветовушке, домыслить изображение. Вот здесь-то и можно использовать «тайну» основных красок ─ получение составных, а так же дополнительных, усиливая один цвет другим.

4. Практическая работа учащихся.

5. В конце урока ─ подведение итогов работы и коллективный просмотр работ.

Конспект урока для 3 класса

Тема урока: «Живая капля».

Цель урока: закрепление полученных знаний о цвете; развитие творчества, фантазии, воображения.

Материалы: Бумага, кисти, краски.

Оборудование: Таблицы «Основные и составные цвета» и «Контрасты».

План урока

1. Сообщение темы урока.

2. Что значит уметь фантазировать.

3. Объяснение задания.

4. Практическая работа учащихся.

5. Коллективный просмотр

6. Итоги.

Проведение урока

1. На прошлом уроке мы свободно работали цветом, через пятно к форме, не используя контур. И все, что у вас получалось, мы сравнивали с тем, что нас окружает: животные, птицы, предметы и т.д. Художники так и работают, даже если они фантазируют, то только на основе того, что они видели. И чем больше художник видит, тем больше характерного он подмечает, тем интереснее его рисунок.

2. Много лет назад, а точнее почти 500 лет назад жил во Флоренции очень талантливый человек. Звали его Леонардо да Винчи, Винчи ─ городок, где родился художник. Он был не только художником, но и скульптором, архитектором, ученым. В 28 лет Леонардо─живописец был известен далеко за пределами Флоренции. Знали о нем и в родном городе Винчи. Однажды к Леонардо приехал его отец, синьор Пьеро и привез ему круглую деревянную доску.

- Это тебе передал Джовани. Ты его помнишь?

- Как же мне не помнить старика Джовани! Он еще рыбачит?

- Теперь он решил открыть с братом лавку и торговать рыбой. Поэтому он прислал эту доску. Джовани очень просил нарисовать что-нибудь на ней, только обязательно что-то страшное. Он хочет повесить рисунок перед входом в лавку, как вывеску. Людям будет интересно взглянуть на рисунок, и они будут чаще заходить в лавку. Когда синьор Пьеро уехал, Леонардо задумался: «Что же он мог нарисовать? Какое «страшилище»? И он придумал! Леонардо начал собирать кузнечиков, ящериц, змей, бабочек. Он хорошо изучал насекомых и животных и так в своем воображении соединил их, что получилось необыкновенное чудовище.

Когда синьор Пьеро приехал и увидел рисунок, он очень испугался и бросился бежать из комнаты. Леонардо с трудом догнал его. Конечно, чтобы сделать такой рисунок нужно обязательно обладать фантазией. У художника должно быть богатое воображение.

А что такое воображение? Вот посмотрите в окно. На небе облака. Присмотритесь лучше, и вы увидите, что одно облако похоже на слона, другое на верблюда. Вот это и есть воображение. Люди без воображения ─ скучные люди.

Большое это искусство ─ видеть. А еще больше искусство ─ уметь рассказать о том, что ты увидел. Если ты поэт или писатель, то расскажешь словами. Композитор передаст свое впечатление от увиденного в музыке, а художник изобразит на бумаге. И вы сегодня тоже будете выдумывать и фантазировать.

3. Демонстрация детям способа выполнения задания. На листе бумаги помещается одна или несколько капель жидкой краски (может быть цветная тушь). Разворачивая и наклоняя каплю, заставляем ее двигаться, образуя причудливый рисунок. Далее, немного пофантазировав, следует дорисовать образ. Потом можно добавить окружающую среду и придумать название.

4. Практическая работа учащихся.

5. В конце урока ─ просмотр работ. Подведение итогов.

Так, в игровой форме, дети делают первые опыты в цветоведении и запоминают «имена» красок, учатся свободно работать цветом, а не закрашивать контур рисунка.

Сафонова М.А. учитель музыки (МОУ "Зональная СОШ", Алтайский край) вместе с преподавателем районной Детской школы искусств Е.А.Кривошеевой разработала программу “Цветоведение”. Она рассчитана на одаренных детей 6-8-летнего возраста с перспективой переноса на учащихся общеобразовательных классов массовой школы и реализуется творческим союзом художника и музыканта.

Художественное воспитание, приобщение к миру прекрасного, к произведениям музыкального искусства, их творческому восприятию и воспроизведению должно начинаться с ранних лет. Именно на начальном этапе образования, важно целенаправленно формировать ценностно-художественные ориентации, основы нравственной культуры. Программой предусмотрено решение нескольких задач.

Обучение:

дать детям необходимые знания, умения, навыки по основным дисциплинам изобразительного искусства: рисунку, композиции, живописи;
развить эмоционально чувственную сферу;
расширить музыкально- художественный кругозор;
вживаться в мир чувств, настроений людей, окружающего мира;
развивать музыкальный слух, музыкальное мышление;
развивать образную ритмопластику, мелкую моторику.

Эстетическое воспитание:

привить любовь к изобразительному искусству, музыке, поэзии;

развить музыкально-художественный вкус;

развивать чувство красоты.

Нравственное воспитание:

воспитать любовь к своему краю, родной природе;
любовь к своему трудолюбивому народу, к своей великой Родине.
Экологическое воспитание:

учить бережному отношению ко всему живому;
учить вслушиваться и вглядываться в красоту окружающего мира;
развивать созидательно познавательное отношение к природе.

Желательно, чтобы на уроках царила творческая атмосфера, обстановка, где каждый ребенок самовыражается, самореализуется, самовысказывается, самостоятельно творит.

За малый промежуток времени родился “Словарь настроений”, который составлен по группам и может успешно применяться на практике:

1 группа (“гамма веселых настроений”): бойкое, задорное, игривое, радостное, резвое, сверкающее, скачущее, смешное, солнечное;

2 группа (“гамма грустных настроений”): жалобное, капризное, обиженное, печальное, плачущее, привередливое, просящее, скорбное, тоскливое, угрюмое, удрученное;

3 группа (“настроение нежных красок”): задумчивое, изящное, ласковое, легкое, мечтательное, робкое, прозрачное, светлое;

4 группа (“настроение спокойных созвучий): доброе, колыбельное, ласковое, мягкое, напевное, неторопливое, приветливое, убаюкивающее;

5 группа (“торжественные настроения”): бодрое, важное, героическое, гордое, ликующее, могучее, маршевое, победное, помпезное;

6 группа (“настроение мужественных красок”): боевое, богатырское, бесстрашное, военное, сильное, смелое, суровое, строгое, уверенное;

7 группа (“таинственное настроение”): волшебное, загадочное, колючее, настороженное, опасливое, пугливое;

8 группа (“настроение страшных красок”): грубое, демоническое, жуткое, злое, сердитое, тяжелое, темное, уродливое.

“Тематическое планирование интегрированного курса “Цветоведение” на учебный год, подготовительный класс

№ Ур. Тема блока, Урока К-во час Раздел “Музыка” Раздел “Изо”
* Блок 1. Разноцветная и гармоничная природа      
  Мир вокруг нас   экскурсия
  Разноцветная природа   Музыкальное путешествие по планете Урок природных исследований
  Гармония в природе   Урок - игра
  Времена года   Урок погружение во времена года Экскурсия по временам года
** Блок 2. Радуга Природы      
  Красный цвет в природе   Урок теплых настроений
  Оранжевый цвет в природе   Музыкальная фантазия в рисунке
  Желтый цвет- цвет радости, торжества   Урок праздничных настроений
  Зеленый цвет-цвет лета   Поход по летним тропинкам
  Голубой цвет вокруг нас   Урок перевоплощений
  Синий цвет-цвет морской стихии   Урок театральных образов
  Фиолетовый цвет в природе   Колыбельная в рисунке
  Разноцветная радуга   Путешествие по радуге-дуге
*** Блок 3. Чудо белого цвета      
  Чудо белого цвета   Зимняя экскурсия
  Белое кружево   Урок- исследование
  Зимняя сказка   Лаборатория творческих находок
**** Блок 4. Красота “неживой Природы” 14:    
  Цветной калейдоскоп   Урок- обобщение
  Разноликое солнце   Поход в солнечную страну
  Цвет неба   Полет в небо
  Цвет воды   Путешествие на корабле
  Цветные камни   Поездка в сказку
  Цвет земли   Хоровод- игра
  Картина мира   Урок- изучение
***** Блок 5. Живые существа Земли 28:    
  Разнообразие живых существ   Заочная экологическая прогулка
  Разноцветные животные   Урок творческих фантазий
  Большие животные   Экскурсия в зоопарк
  Небольшие животные   Урок театральных подражаний
  Маленькие животные   Урок созидания доброты
  Травы   Круиз на велосипеде
  Цветочная поляна   Продолжение круиза
  Кустарники   Экологический поход
  Деревья   Урок творческих поисков
  Грибы   Урок- исследование
  Живая разноцветная Земля   Заочный круиз по Земле
  Мы едем в гости к Лету   Урок- игра
  Летние встречи   Лесной бал
  Птичий базар   Птичий базар

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: