Ход урока. Учитель: Здравствуйте, ребята

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня вам предстоит сочинить сказку. Но сначала послушайте, как начиналась одна из сказок Г.Х. Андерсена: "Было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери ─ старой оловянной ложке; ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир ─ ну, прелесть что за солдаты! Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного..., и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех..." Узнали вы эту сказку? Как она называется? («Стойкий оловянный солдатик»).

Наверное, солдатики ─ любимые игрушки мальчишек всех времен и народов. Андерсен писал сказки об игрушечных солдатиках, композитор П.И. Чайковский написал "Марш деревянных солдатиков", а поэт и музыкант Б.Ш. Окуджава сочинил "Песню о бумажном солдатике". Учитель читает отрывок из нее.

Песня о бумажном солдатике

"...один солдат на свете жил,

Красивый и отважный,

Но он игрушкой детской был,

Ведь был солдат бумажный,

Он переделать мир хотел,

Чтоб был счастливым каждый,

А сам на ниточке висел,

Ведь был солдат бумажный..."

Б.III. Окуджава

Учитель: Каким бы ни был солдатик: оловянным, деревянным, бумажным или пластмассовым, он непременно должен быть храбрым и честным! А еще каким должен быть солдат? Какие прилагательные подойдут к образу солдатика?

Работа с табличками: предлагаю детям среди прилагательных мужественный, храбрый, честный, жестокий, трусливый, глупый, выбрать подходящие к образу сказочного героя. Помните, в сказке есть и женский образ ─ бумажная танцовщица: "...На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза чудесный дворец из картона..., но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста: через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала брошка... Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, ─ она была танцовщицей..."

Учитель: Наверное, пока звучали эти строки, вы представляли себе легкую фигурку танцовщицы. А вот как красиво написал о балерине поэт А.С. Пушкин (отрывок из поэмы "Евгений Онегин"):

"...Блистательна, полувоздушна

Смычку воздушному послушна...

...Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит как пух из уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет..."

А. С. Пушкин

Далее идет работа с табличками (слова определения). Учитель: Какие имена прилагательные, слова определения подойдут к образу танцовщицы? Какая она? Выберите подходящие слова среди прилагательных: нежная, легкая, злая, хитрая, прелестная, грубая, быстрая.

Поэты и писатели, рассказывая о характере и настроении своих героев, пользуются словами, скажите, а как композитор, музыкант может передать свои чувства? Можно ли в танце через движение показать радость или печаль? А как художник рассказывает о своих героях в рисунках? При помощи чего он может передать настроение, характер, действия людей?

Осуществляется работа с цветовыми таблицами и таблицей "Выражение лица".

Учитель: Может ли художник нарисовать движение? Сейчас зазвучит музыка, вам нужно будет определить: кому из наших героев подходит эта музыка и показать мне подходящее герою движение, а я попробую изобразить это движение на бумаге.

Звучат марш и вальс, дети двигаются под музыку, учитель показывает схематично движение, затем одевает фигурки.

Учитель: Видите, это возможно! И совсем не трудно. Теперь вы знаете, что художник может рассказать о настроении и характере своих героев при помощи движения, выражения лица, цвета. Давайте и мы нарисуем для своей сказки игрушечных героев─солдатиков и танцовщицу. Девочки нарисуют барышню танцовщицу, а мальчики бравого солдата. В нашей сказке они будут вырезаны из бумаги. Скажите ребята, как вы будете рассказывать о своих героях? Что нужно сделать, чтобы передать настроение, характер образа? Возможные ответы:

1. Показать движение.

2. Передать выражение лица.

3. Выбрать цветовую гамму.

Выполнить эти главные задачи сегодняшнего урока вам помогут таблички.

А начнем мы с построения и передачи движения. У меня помощники куклы на доске, а у каждого из вас есть маленькие подвижные куклы на партах. Попробуем подвигать их ручками и ножками. Покажите движение танцующей барышни, а теперь марширующего солдатика. Сначала вы схематично, т.е. линиями нарисуете направление туловища, рук, ног, а затем оденете фигурку: движение фигурки будут повторять линии одежды, но помним, что туловище, руки, ноги не могут быть одинаковой толщины.

Итак, ребята, придаем куколке подходящее движение, внимательно смотрим на направления линий рук, ног и легкими касаниями карандаша намечаем их на бумаге, затем одеваем фигурку, можете воспользоваться таблицами "Костюм", а затем рисуем выражение лица, прическу.

После того, как фигурки танцовщицы и солдатика будут нарисованы линейно, аккуратно вырезаем их. Перед работой ножницами повторяем правила безопасности при работе с ножницами.

Вырезанную фигурку дети раскрашивают, подбирая подходящую цветовую гамму для одежды, волос, глаз. Напоминаю детям, что работу начинаем с крупного, затем переходим к мелким деталям.

Подведение итогов. Учитель: Ребята, чему вы сегодня научились? О чем может художник рассказать другим при помощи линий, цвета? Выражения лица героя, его движения? Я вижу, что вы также справились с этой работой, у вас получились очень милые и прелестные барышни и мужественные бравые солдатики! Готовы ваши сказочные герои и нам осталось сочинить конец нашей сказки. Помните, как заканчивается сказка Г.Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"?

Учитель читает отрывок: "...После всех приключений... солдатик вновь оказался в той же самой комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей... Он смотрел на нее, она на него, но они не обмолвились ни словом... Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того, ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверное, это все тролль подстроил!

Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или от любви - он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял: кто знает от чего - от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но все еще держался стойко с ружьем на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и ─ конец!

А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна брошка..."

Учитель: Как вы считаете: печальный или счастливый конец у сказки Г.Х. Андерсена? А как бы вы хотели закончить свою сказку? В наших силах изменить конец этой грустной истории. Посмотрите, прекрасный дворец ждет гостей. Сейчас начнется бал. И, конечно же, первыми на бал приглашаются барышни. Барышни займут места в зале, располагаясь, помнят о том, что крупные фигурки помещаем ниже, они будут находиться ближе к зрителю, а более мелкие ─ дальше, значит крепим их выше. А теперь кавалеры-солдатики подойдут и пригласят на танец барышень. Также соблюдая правило перспективы: близко ─ крупно и низко, далеко ─ мелко и высоко. Посмотрите, как весело, как многолюдно стало во дворце. Хорошая у нас получилась сказка? Спасибо вам, прелестные барышни, спасибо стойкие солдатики за прекрасных героев, за добрую сказку.

...Играет музыка, кружатся в танце пары,

Герои новые из нашей сказки старой,

Солдатик стойкий с тоненькой подругой

Сегодня снова обрели друг друга.

Я вам хочу, друзья мои, признаться,

Что жаль мне с этой сказкой расставаться,

Со сказками встречайтесь вновь и вновь

И в сердце каждого пускай живет любовь...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: