Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»
Факультет социальных наук
Кафедра философии
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
Социальных наук
РГП ПХВ «Евразийский
Национальный университет
Им. Л.Н. Гумилева»
___________А.Шарип
_______________ 2014 г.
СИЛЛАБУС
1102 Fil Философия
для обучающихся специальности (ей)
Факультета журналистики и политологии
Астана
СИЛЛАБУС
1. Преподаватель курса:
Толгамбаева Даметкен Турлыбаевна, кандидат философских наук, доцент
Контактная информация: Тел.внутренний: 35214; dametken-kaz@mail.ru
Научная школа: базовое философское образование – КазГУ им. С.М.Кирова; аспирантура и защита кандидатской диссертации на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова
Научные интересы: проблемы современной философии культуры, евразийская философия, проблемы религиоведения.
2. Название дисциплины - Философия.
Код дисциплины – Fil 1102; Кол-во кредитов – 3
3. Время и место проведения учебной дисциплины – согласно утвержденному расписанию факультета журналистики и политологии
4. Пререквизиты учебной дисциплины: не требуются, Постреквизиты курса - все дисциплины специальности
5. Характеристика дисциплины
5.1 Цель и задачи изучения дисциплины
Цель - дать студентам базовые знания по философии. Сформировать у студентов целостное представление об общих принципах бытия и познания, отношения человека к миру, всеобщих законах развития природы, общества, мышления и тем самым сформировать непрагматический интерес к широкой образованности.
Задачи изучения дисциплины:
– раскрыть сущность философских проблем и их развитие в истории философии;
– привить навыки различения философских позиций;
– способствовать усвоению студентами категориального аппарата философии;
– развить навыки аналитической работы с текстами первоисточников;
– научить критически-рефлексивному отношению к окружающей действительности;
– сформировать мировоззрение специалиста как систему ценностей, определяющих практическое отношение к миру, и как систему понятий, определяющих теоретическое отношение к миру.
5.2 Компетенции изучаемой дисциплины
Знать:
основные философские категории и термины, закономерности развития природы, общества, мышления;
персоналии крупнейших философов, изучаемых в рамках программы, основанные ими направления и их основные идеи;
специфику современных философских и научных представлений о процессе человеческого познания;
важнейшие эпохи в истории мысли и характерные для них стили мышления и типы культур.
Уметь:
грамотно и обоснованно формулировать собственную точку зрения по основным философским проблемам;
использовать полученные знания для анализа обязательных для прочтения в рамках данного курса философских текстов;
анализировать социально значимые проблемы и процессы;
выявлять влияние политических, социальных, культурных и исторических факторов на развитие философского процесса.
Владеть:
навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
основными философскими принципами и методами научного исследования;
навыками анализа философских проблем.
5.3 План изучения дисциплины
№ недели | Название темы | Формы организации обучения и количество часов | Задания для СРО | |
1. | Философия, ее предмет и функции. Философия в культурно-историческом контексте | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч. | Работа с фрагментами текста «Книги перемен», «Книга о дао и дэ», «Трипитака». Не предусмотрено выставление баллов | |
Философские традиции Древнего Востока. | Лекции – 2ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч. | Анализ фрагмента текста {«Книги перемен», «Книга о дао и дэ», «Трипитака»}, письменно (один фрагмент из одной книги). Письменно: Что есть философия дзен-буддизма. | ||
Античная философия | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч. | Изучение текста Платона «Апология Сократа». Не предусмотрено выставление баллов | ||
Философия средневековья | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Работа с текстом по методу AQCI. Аль-Фараби. Философские трактаты. /О классификации наук. раздел 4, 5 - Алма-Ата, 1972. (один из разделов) | ||
Философия Возрождения и Нового времени. Проблема метода. | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Аргументированное эссе (тема на выбор): Ренессансный образ человека. Идеи гелиоцентризма и пантеизма в учении Дж. Бруно. Декарт-ученый и картезианская научно-философская картина мира. Истоки и смысл концепции прав человека. Естественное состояние человеческого рода: война всех против всех (Т. Гоббс). Учение Юма о человеке, его природе и познании. «Человек есть мыслящий тростник…» (Паскаль); Учение о субстанции Б.Спинозы. Монадология Г.Лейбница. Социальная философия Т.Гоббса и Дж. Локка. «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать» (Вольтер). | ||
Немецкая классическая философия и марксизм. | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Составить таблицу по теме «Немецкая классическая философия и марксизм» (представители, направление, основные работы, основные идеи). Работа с тестами по 5-7 темам. | ||
Постклассическая философия XIX в. | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Работа с текстом по методу AQCI (работа малыми группами) 1. Шопенгауэр 2. Ницше 3.Карл Маркс 4. Бергсон //Б.Рассел «История западной философии». | ||
Казахская философия. Русская философия. | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Составить таблицу «Русская религиозная философия конца XIX-нач. XX вв. (представители, работы, идеи)» | ||
Западная философия в контексте культуры ХХ в. – нач. XXI в. | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Реферат (на выбор): «Я бунтую, следовательно, существую» (А. Камю). Неопозитивизм и теория языковых игр Л. Витгенштейна. Деконструкция культуры Ж.Деррида. Сциентизм и антисциентизм в философии XX века. | ||
Философия бытия | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Дать сравнительный анализ (письменно): Классическое и неклассическое понимание бытия. | ||
Эпистемология. Проблемы теории диалектики. | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Составить схемы по темам: Законы диалектики. Диалектическая система категорий. | ||
Философская антропология | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Эссе (на выбор): Быть человеком – быть свободным (Ж.-П. Сартр). Индивидуализм и конформизм Работа с тестами. | ||
Социальная философия | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Работа малыми группами. Подготовить темы: 1.Теория общества Карла Маркса 2. Теория открытого общества Карла Поппера 3.Акторно-сетевая теория общества Бруно Латура 4. Проблема повседневности в философии Эммануэля Левинаса | ||
Философия религии | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Дискуссия на тему «Существует ли Бог?» | ||
Философия политики и глобальных проблем. | Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч | Подготовка к рубежному контролю. Тестирование. | ||