Силлабус. Министерство образования и науки Республики казахстан

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

Факультет социальных наук

Кафедра философии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Социальных наук

РГП ПХВ «Евразийский

Национальный университет

Им. Л.Н. Гумилева»

___________А.Шарип

_______________ 2014 г.

СИЛЛАБУС

1102 Fil Философия

для обучающихся специальности (ей)

Факультета журналистики и политологии

Астана

СИЛЛАБУС

1. Преподаватель курса:

Толгамбаева Даметкен Турлыбаевна, кандидат философских наук, доцент

Контактная информация: Тел.внутренний: 35214; dametken-kaz@mail.ru

Научная школа: базовое философское образование – КазГУ им. С.М.Кирова; аспирантура и защита кандидатской диссертации на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова

Научные интересы: проблемы современной философии культуры, евразийская философия, проблемы религиоведения.

2. Название дисциплины - Философия.

Код дисциплины – Fil 1102; Кол-во кредитов – 3

3. Время и место проведения учебной дисциплины – согласно утвержденному расписанию факультета журналистики и политологии

4. Пререквизиты учебной дисциплины: не требуются, Постреквизиты курса - все дисциплины специальности

5. Характеристика дисциплины

5.1 Цель и задачи изучения дисциплины

Цель - дать студентам базовые знания по философии. Сформировать у студентов целостное представление об общих принципах бытия и познания, отношения человека к миру, всеобщих законах развития природы, общества, мышления и тем самым сформировать непрагматический интерес к широкой образованности.

Задачи изучения дисциплины:

– раскрыть сущность философских проблем и их развитие в истории философии;

– привить навыки различения философских позиций;

– способствовать усвоению студентами категориального аппарата философии;

– развить навыки аналитической работы с текстами первоисточников;

– научить критически-рефлексивному отношению к окружающей действительности;

– сформировать мировоззрение специалиста как систему ценностей, определяющих практическое отношение к миру, и как систему понятий, определяющих теоретическое отношение к миру.

5.2 Компетенции изучаемой дисциплины

Знать:

основные философские категории и термины, закономерности развития природы, общества, мышления;

персоналии крупнейших философов, изучаемых в рамках программы, основанные ими направления и их основные идеи;

специфику современных философских и научных представлений о процессе человеческого познания;

важнейшие эпохи в истории мысли и характерные для них стили мышления и типы культур.

Уметь:

грамотно и обоснованно формулировать собственную точку зрения по основным философским проблемам;

использовать полученные знания для анализа обязательных для прочтения в рамках данного курса философских текстов;

анализировать социально значимые проблемы и процессы;

выявлять влияние политических, социальных, культурных и исторических факторов на развитие философского процесса.

Владеть:

навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

основными философскими принципами и методами научного исследования;

навыками анализа философских проблем.

5.3 План изучения дисциплины

№ недели Название темы Формы организации обучения и количество часов Задания для СРО
1. Философия, ее предмет и функции. Философия в культурно-историческом контексте Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч. Работа с фрагментами текста «Книги перемен», «Книга о дао и дэ», «Трипитака». Не предусмотрено выставление баллов
  Философские традиции Древнего Востока. Лекции – 2ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч. Анализ фрагмента текста {«Книги перемен», «Книга о дао и дэ», «Трипитака»}, письменно (один фрагмент из одной книги). Письменно: Что есть философия дзен-буддизма.
  Античная философия Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч. Изучение текста Платона «Апология Сократа». Не предусмотрено выставление баллов
  Философия средневековья Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Работа с текстом по методу AQCI. Аль-Фараби. Философские трактаты. /О классификации наук. раздел 4, 5 - Алма-Ата, 1972. (один из разделов)
  Философия Возрождения и Нового времени. Проблема метода. Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Аргументированное эссе (тема на выбор): Ренессансный образ человека. Идеи гелиоцентризма и пантеизма в учении Дж. Бруно. Декарт-ученый и картезианская научно-философская картина мира. Истоки и смысл концепции прав человека. Естественное состояние человеческого рода: война всех против всех (Т. Гоббс). Учение Юма о человеке, его природе и познании. «Человек есть мыслящий тростник…» (Паскаль); Учение о субстанции Б.Спинозы. Монадология Г.Лейбница. Социальная философия Т.Гоббса и Дж. Локка. «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать» (Вольтер).
  Немецкая классическая философия и марксизм. Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Составить таблицу по теме «Немецкая классическая философия и марксизм» (представители, направление, основные работы, основные идеи). Работа с тестами по 5-7 темам.
  Постклассическая философия XIX в. Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Работа с текстом по методу AQCI (работа малыми группами) 1. Шопенгауэр 2. Ницше 3.Карл Маркс 4. Бергсон //Б.Рассел «История западной философии».
  Казахская философия. Русская философия. Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Составить таблицу «Русская религиозная философия конца XIX-нач. XX вв. (представители, работы, идеи)»
  Западная философия в контексте культуры ХХ в. – нач. XXI в. Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Реферат (на выбор): «Я бунтую, следовательно, существую» (А. Камю). Неопозитивизм и теория языковых игр Л. Витгенштейна. Деконструкция культуры Ж.Деррида. Сциентизм и антисциентизм в философии XX века.
  Философия бытия Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Дать сравнительный анализ (письменно): Классическое и неклассическое понимание бытия.
  Эпистемология. Проблемы теории диалектики. Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Составить схемы по темам: Законы диалектики. Диалектическая система категорий.
  Философская антропология Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Эссе (на выбор): Быть человеком – быть свободным (Ж.-П. Сартр). Индивидуализм и конформизм Работа с тестами.
  Социальная философия Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Работа малыми группами. Подготовить темы: 1.Теория общества Карла Маркса 2. Теория открытого общества Карла Поппера 3.Акторно-сетевая теория общества Бруно Латура 4. Проблема повседневности в философии Эммануэля Левинаса
  Философия религии Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Дискуссия на тему «Существует ли Бог?»
  Философия политики и глобальных проблем. Лекции – 2 ч., практич. занятия –1.ч., СРО – 6 ч Подготовка к рубежному контролю. Тестирование.
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: