Философия Декарта

Декарт Рене, в лат. Написании Картезий (1596—1650) — фр. философа математик, физик, физиолог. Философия Д. связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Д. — один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; осн. формой движения космической материи, обусловливающего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Эта гипотеза способствовала будущим успехам диалектики природы, хотя сам Д. понимал развитие еще механистически. В зависимости от математических и физических исследований Д. сложилось его учение о матерпи, или о телесной субстанции. Д. отождествил материю с протяжением, или с пространством: только протяжение не зависит от субъективности и обусловлено необходимыми свойствами телесной субстанции. В материалистическую физику Д. вторгается, однако, дуализм: общая причина движения, по Д., — бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же количество движения и покоя. Также дуалистично учение Д. о человеке: в человеке, по Д., реально связаны бездушный и безжизненный телесный 'механизм с водящей и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по Д., взаимодействуют посредством особого органа — т. наз. шишковидной железы. В физиологии Д. установил схему двигательных реакций, представляющую одно из первых научных описаний рефлекторного акта. Однако материалистическая физиология Д. выступала в противоречивом сочетании с учением о нематериальности души: в отличие от тела, сущность к-рого в протяжении, сущность души, по Д., в мышлении. В животных Д. Видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Д. конечную задачу знания видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Д. считал еобходимым предварительно усомниться во всем наличном существовании. Это сомнение — не убеждение в непознаваемости всего сущего, но лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания. Таким началом Д. считал положение «мыслю, следовательно, существую». Исходя из этого тезиса, Д. Пытался вывести также существование бога, а затем убеждение в реальности внешнего мира. В учении о познании Д. — родоначальник рационализма, к-рый сложился в результате одностороннего понимания логического характера математического знания. Т. к. всеобщий и необходимый характер математического знания казался Д. вытекающим из природы самого ума, то поэтому Д. отвел в процессе познания исключительную роль дедукции, к-рая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы Учения Д. о непосредственной достоверности. самосознания, о врожденных идеях (к числу таких идей он относил идею бога, духовной и телесной субстанции) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны представителей материализма. Напротив, материалистическое в основе учение о природе, теория развития природы, материалистическая физиология, враждебный богословию механистический метод обусловили влияние Д. на образование материалистического мировоззрения нового времени. Осн. работы: «Рассуждение о методе» (1637), «Начала философии» (1644).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: