Джордж Беркли настаивает на том, что общеизв. факт существования вещей (столов, стульев, яблок) никак не означает их объективного, независ. от нашего духа существования, как об этом думают философы-материалисты. Кажд. может непосредств. убедиться в этом, размышл. Б., если обратить внимание на то, что имеется ввиду под термином «существует» в его применении к воспринимаемым вещам. Б. нечего не выдумывает и не фальсифицирует. Он лишь последовательно развевает те выводы, которые действительно вытекают из позиции натуралистического механицизма Б. последовательно указывает на отсутствие принципиального отличия между первичными и вторичными качествами, поскольку первые (протяженность, форма движения) также даны нам через ощущение как и др. На самом деле объект и ощущение, одно и то же и не могут поэтому быть абстрагированы одно от др Юм считал единственно существующим лишь впечатление - впечатление ощущений и впечатление рефлексии. Что касается субстанции, то это просто удобное фикция нашего представления. Наше представление полность свободно комбинирует впечатление, результатом которого и есть реальность. Из впечатлении или идей памяти, думает Юм, мы создаем своего рода систему, которая охватывает все то, что мы помним как принятое или внутренним восприятием или внешними чувствами и каждую часть этой системы, наряду с впечатлениями, называем обычной реальностью Существование для Юма тождественно восприятию. Юм утверждает, что единственно неоспоримым явл-ся существование впечатлении, что касается существования за этими впечатлениями субстанции - тут ничего конкретного сказать нельзя. Т. е. позиция Юма явл-ся скептической. Одним из понятии его философии явл-ся вера. Поскольку мы не знаем и не можем знать существуют ли объективные источники впечатлений или они просто вымыслы нашей фантазии, мы можем в наших жизненных ситуациях руководствоваться какими-нибудь представлениями об их статусе
|
|