Философия Лейбница

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) —нем. философ, объективный идеалист. Был первым президентом Берлинской АН, с 1676 до конца жизни служил библиотекарем ганноверского герцога. Л. объединял знания математики (один из изобретателей дифференциального исчисления), физики (предвосхитил закон сохранения энергии); кроме того, он геолог, биолог, историк. Философию Л. следует рассматривать как попытку синтеза идей механистического материализма (Декарт, Гоббс) и аристотелевско-схоластического учения об активных субстанциальных формах. При объяснении действительности он стремился объединить механический принцип с учением о монадах, изложенным в его «Монадологии» (1714). Монады, по Л., представляют собой неделимые, духовные субстанции, из к-рых складывается вся вселенная. Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением. Л. был одним из родоначальников нем. идеалистической диалектики. Как заметил Ленин, Л. «через теологию подходил к принципу неразрывной... связи материи и движения» (т. 38, с. 377). днако в объяснении движения Л. впадал в противоречие: монады, по его мнению, не взаимодействуют друг с другом и вместе с тем они образуют единый развивающийся и движущийся мир, к-рый регулируется предустановленой гармонией^ зависящей от высшей монады (абсолюта, бога). Понятие предустановленной гармонии послужило основой наиболее реакционной части философии Л. — его теодицеи («Теодицея», 1710). Теория познания Л. — идеалистический рационализм — направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка.

К положению Локка «Нет ничего в уме, чего бы не было в чувстве» Л. добавил: «Кроме самого интеллекта». Не разделяя взглядов Локка, будто ум есть гладкая доска (tabula rasa), отрицая чувственный опыт как источник всеобщности и необходимости знания, Л. утверждал, что таким источником может быть только разум, что душа искони содержит в себе начала различных понятий и положений, которые только пробуждаются... внешними объектами («Новые опыты о человеческом разуме», 1704, издана в 1765). По существу, Л. видоизменил декартово учение о врожденных идеях, к-рые, по Л., заключены в разуме, подобно прожилкам камня в глыбе мрамора. Критерием истинности он считал ясность, отчетливость и непротивореаивость знания. В соответствии с этим для проверки истин разума, по Л., достаточны законы аристотелевской логики (тождества, противоречия и исключенного третьего); для проверки «истин факта» необходим закон достаточного основания. Л. считают (Рассел и др.) основоположником математической логики. Мировоззрение Л. выражало идеологию компромисса нем. буржуазии с феодализмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: