Философия Спинозы. Спиноза Барух (Бенедикт) (1632—77) —нидерландский философ-материалист

Спиноза Барух (Бенедикт) (1632—77) —нидерландский философ-материалист. За религиозное свободомыслие был отлучен от еврейской церковной общины Амстердама. Гл. работы — «Богословско-политический трактат» и «Этика». С. — создатель геометрического метода в философии. Учение С. сложилось в сторической обстановке, еде'давшей Нидерланды после освобождения от ига исп. феодальной монархии передовой капиталистической страной. Вместе с передовыми умами века — Ф. Бэконом и Декартом С. целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников С. дополнил учением о свободе: он показал, как возможна — в рамках необходимости — человеческая свобода. При решении этой задачи опарой для С. стало его учение о природе. В противоположность дуализму Декарта, С. считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как он ее называл, бог. От субстанции — бытия необусловленного С. отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) — как телесных, так и мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах, или аспектах. Но наш конечный человеческий рассудок постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как «протяжение» и как «мышление». Это атрибуты субстанции. Учение С. об атрибутах субстанции в целом материалистично, но метафизично, т. к. движение С. не считает атрибутом субстанции. На этих положениях С. достроил учение о человеке. Согласно С., человек — существо, в котором модусу протяжения — телу — соответствует модус мышления — душа. И по тому и по др. модусу человек — часть природы. В учении о модусе души С. свел всю сложность психической жизни к разуму и к страстям, или аффектам, — к радости, печали и вожделению. Волю он отождествил с разумом. Поведением человека движет, по С., стремление к самосохранению и к собственной выгоде. С. отверг идеалистическое учение о свободе воли, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Однако, по учению С., свободной может быть не масса, но лишь мудрец. Такое понимание свободы абстрактно и антиисторично. В учении о познании С. продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над низшим видом знания — чувственным и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он признал непосредственное усмотрение истины, или интуицию ума. При этом критерием истины он объявил — вслед за Декартом — ясность и отчетливость. Велика роль С. в развитии атеизма я свободомыслия — религиозного и научного. Цель религии — не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. В учении об об-ве С. — продолжатель Гоббса. В отличие от.последнего, высшей формой власти t)h считал не монархию, а демократическое правление и ограничивал всевластие государства требованиями свободы. С. оказал сильное влияние на метафизический материализм 17—18 вв., а его религиозное свободомыслие — на развитие последующего атеизма. Высокую оценку философским взглядам С. дал Энгельс: «Нужно признать величайшей заслугой тогдашней философии... что она, начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего» (т. 20, с. 350).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: