Дует путать ложь и заблуждение: ложь - это созна-

тельное и преднамеренное искажение истины;

Заблуждение можно представить как извращенное,

Иллюзорное осознание действительности, обуслов-

Ленное в каждый данный момент ограниченностью

Общественно-исторической практики.

С психологической и этической точек зрения сле-

Дует различать ложь сознательную и ненамеренную

(нечаянную).

Ложь - заявление, рассчитанное на обман, когда

Говорящий умалчивает или искажает, коверкает то,

Что он знает о рассматриваемом положении вещей,

Либо когда он знает совсем другое, чем то, что он

Говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осужде-

Нию, если обман вызван стремлением нанести вред

Другому человеку или добиться для себя преимущест-

Ва перед другим. Как бы это ни выглядело, позитив-

Но ложь может быть оценена только из вежливости

или из жалости. Немало лжи возникает и в вопросах:

Спрашиваемый воспринимает вопрос как принужде-

Ние к ответу (соответствующему истине), которого он

Устремится избежать с помощью лжи (народная по-

словица: ≪Не спрашивай меня, тогда мне не нужно

будет тебе лгать≫), вот почему уважаемому лицу не

Нужно задавать никаких вопросов; чаще всего пол-

Ное молчание не действенно, так как оно оставляет

Слишком много простора для догадок и не предот-

Вращает несчастья. В подобных ситуациях необходи-

Мо в зависимости от случая или по чистой совести

Различать, что служит высшей этической ценности -

Правдивость или ложь.

Немецкий ученый и философ XVIII века И. Кант

Считал, что лгать нельзя ни при каких обстоя-

Тельствах, потому что это закон общества, при от-

Сутствии которого общество разваливается, распа-

Дается. Противоположная точка зрения толкует, что

Правомерность и законность лжи определяется ее

Последствиями. Если они хороши, то это оправдыва-

Ет ложь. Недаром существуют в народе такие понятия

как ≪святая ложь≫, ложь во имя спасения или правды,

Т.е. искажая правду во имя чего-то, кого-то или по-

Просту обманывая, человек пытается найти наиболее

Выгодное равновесие между нравственным аспектом

(осуждением), вынужденным положением и послед-

Ствиями такого положения.

Отсутствие лжи является одним из признаков

Нравственного поведения, которое, по И. Канту, характер-

Но тем, что оно, с одной стороны, согласно закону,

С другой - его мотивацией является достоинство че-

Ловека. Нравственный закон возникает в результа-

Те обобщения человеческого поведения. Знание за-

Кона не обусловлено образованием, а также прямым

Познанием.

Ки или ее понимания, т.е. процесс познания выглядит


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: