тельное и преднамеренное искажение истины;
Заблуждение можно представить как извращенное,
Иллюзорное осознание действительности, обуслов-
Ленное в каждый данный момент ограниченностью
Общественно-исторической практики.
С психологической и этической точек зрения сле-
Дует различать ложь сознательную и ненамеренную
(нечаянную).
Ложь - заявление, рассчитанное на обман, когда
Говорящий умалчивает или искажает, коверкает то,
Что он знает о рассматриваемом положении вещей,
Либо когда он знает совсем другое, чем то, что он
Говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осужде-
Нию, если обман вызван стремлением нанести вред
Другому человеку или добиться для себя преимущест-
Ва перед другим. Как бы это ни выглядело, позитив-
Но ложь может быть оценена только из вежливости
или из жалости. Немало лжи возникает и в вопросах:
Спрашиваемый воспринимает вопрос как принужде-
Ние к ответу (соответствующему истине), которого он
Устремится избежать с помощью лжи (народная по-
|
|
словица: ≪Не спрашивай меня, тогда мне не нужно
будет тебе лгать≫), вот почему уважаемому лицу не
Нужно задавать никаких вопросов; чаще всего пол-
Ное молчание не действенно, так как оно оставляет
Слишком много простора для догадок и не предот-
Вращает несчастья. В подобных ситуациях необходи-
Мо в зависимости от случая или по чистой совести
Различать, что служит высшей этической ценности -
Правдивость или ложь.
Немецкий ученый и философ XVIII века И. Кант
Считал, что лгать нельзя ни при каких обстоя-
Тельствах, потому что это закон общества, при от-
Сутствии которого общество разваливается, распа-
Дается. Противоположная точка зрения толкует, что
Правомерность и законность лжи определяется ее
Последствиями. Если они хороши, то это оправдыва-
Ет ложь. Недаром существуют в народе такие понятия
как ≪святая ложь≫, ложь во имя спасения или правды,
Т.е. искажая правду во имя чего-то, кого-то или по-
Просту обманывая, человек пытается найти наиболее
Выгодное равновесие между нравственным аспектом
(осуждением), вынужденным положением и послед-
Ствиями такого положения.
Отсутствие лжи является одним из признаков
Нравственного поведения, которое, по И. Канту, характер-
Но тем, что оно, с одной стороны, согласно закону,
С другой - его мотивацией является достоинство че-
Ловека. Нравственный закон возникает в результа-
Те обобщения человеческого поведения. Знание за-
Кона не обусловлено образованием, а также прямым
Познанием.
Ки или ее понимания, т.е. процесс познания выглядит